Презентация - спп с придаточными условия и уступки. Презентация спп с придаточными определительными Презентация на тему спп

Урок русского языка


  • 1 . Вопрос:
  • какой?
  • 2 . Контактное слово (часть речи):
  • существительное
  • 3 . Средства связи:
  • союзные слова который, какой, кто, что, где, куда, откуда.
  • 4 . Возможны указательные слова:
  • тот, такой
  • 5 . Позиция по отношению к контактному слову
  • всегда постпозиция
  • 6 . Вид придаточного:
  • определительное


  • 1. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.)
  • 2. Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец)
  • 3. Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. Гончаров И.А.)

  • 1. Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С.Есенин)
  • 2. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев)
  • 3. Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

  • 1. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К.Паустовский)
  • 2. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков)
  • 3. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

  • 1.Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)
  • 2. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов)
  • 3. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого пожара. (С.Антонов)

  • 1. Воздух был полон острой свежести, бывающей только после дождя. (Станюк) (которая)
  • 2. Горький запах полыни, смешивавшийся с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (что)
  • 3. Солнце освещало вершины лип, уже пожелтевших под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов) (какие)

  • 1. Художественные средства, которые были использованы при написании «Деревни», тяготеют к классицистическим традициям.
  • 2. Нужно научиться быть благодарным природе за красоту, которую она нам дарит.
  • 3. Осенью панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.
  • 4. Но ведь есть на белом свете далекие края, к которым так стремятся перелетные птицы.

  • Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным, ……
  • Тема, над которой мы работали, …..
  • Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с ….
  • Какими были предыдущие 3 предложения по строению?

  • за работу!
  • Успехов!

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....

Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI- VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. В каком разделе языкознания изучается предложение? 2. На какие группы делятся все предложения? 3. В чем отличие простого предложения от сложного? 4. Какие виды сложных предложений? 5. В чем отличие союзных предложений от бессоюзных? 6. Какие средства связи между частями предложения? Вспомним теорию

3 слайд

Описание слайда:

Предложения Простые Сложные Бессоюзные Союзные Сложносочинённые Сложноподчинённые Части соединены интонацией и сочинительными союзами Части соединены интонацией и подчинительными союзами или союзными словами

4 слайд

Описание слайда:

Определите вид предложения 1. Аркадий Николаевич любил, чтобы у него ёлка выходила на славу. (А.И.Куприн) 2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин) 3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; один из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев) 4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов) 5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)

5 слайд

Описание слайда:

Сложноподчинённое предложение Аркадий Николаевич любил, чтобы у него ёлка выходила на славу. (А.И.Куприн) , чтобы (…). ?

6 слайд

Описание слайда:

1. Сложное предложение, части которого соединены интонацией и подчинительными союзами или союзными словами. 2. Сложноподчинённые предложения имеют главную и придаточную части. Сложноподчинённые предложения

7 слайд

Описание слайда:

Различие союзов и союзных слов Подчинительные союзы Союзные слова простые составные СЛОВНО ЧТОБЫ КОГДА БУДТО ПОКА ЕСЛИ КАК ЧТО и другие ТАК КАК ТАК ЧТО КАК БУДТО ПОТОМУ ЧТО ОТТОГО ЧТО ЛИШЬ ТОЛЬКО С ТЕХ ПОР КАК В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО и другие КОТОРЫЙ ОТКУДА КАКОЙ КОГДА КУДА КТО ЧТО КАК ГДЕ и другие

8 слайд

Описание слайда:

1. Кто может знать, что ждёт меня? (А.С.Пушкин) 2. Я утром должен быть уверен, что с вами днём увижусь я. (А.С.Пушкин) Сравни

9 слайд

Описание слайда:

1) Союз можно пропустить и смысл предложения при этом сохранится. Мы увидели, что наши усилия не пропали даром. Мы увидели: наши усилия не пропали даром. 2) Союз можно заменить другим союзом. Когда мы разговаривали, автобус ушел. Пока мы разговаривали, автобус ушел. 3) Союзное слово можно заменить другим союзным словом. Он не слышал тех слов, что ему говорили друзья. Он не слышал тех слов, которые ему говорили друзья. 4) Союзное слово можно заменить словами из главной части предложения. Мы пошли посмотреть памятник, который поставили ко дню города. Мы пошли посмотреть памятник: этот памятник поставили ко дню города.

10 слайд

Описание слайда:

1. СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной. 2. Части СПП соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов. 3. Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП. Выводы

11 слайд

Описание слайда:

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна. (Л.Н.Толстой «Детство») В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

12 слайд

Описание слайда:

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения. Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(12) немного не доходивших до худых,(13) острых локтей,(14) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(15) только что она вошла,(16) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней,(17) а с одной немочкой,(18) за которой я немножко ухаживал прежде. (Л.Н.Толстой «После бала»)

Союзы Что – Он сказал, что приедет. Как – Я видел, как редактор читает. Будто – Мне сказали, будто очерк напечатают. Чтобы – Я хотел, чтобы очерк напечатали. Как бы – Я думал, как бы успеть на поезд. Как бы не (чтобы не) – Я опасался, как бы не опоздать на поезд. Когда – Я люблю, когда очерк получается. Если – Я люблю, если очерк получается сразу. Пока – Я ждал, пока редактор прочитает очерк. Ли – Я не знаю, одобрит ли редактор очерк.

Союзные слова Кто – Я хотел знать, кто вошел. Что – Я хотел знать, что читает редактор. Что за – Я хотел узнать, что за человек редактор. Как – Я хотел узнать, как работает редактор. Где – Я хотел узнать, где работает редактор. Куда – Я хотел узнать, куда вышел редактор. Откуда – Я хотел знать, откуда пришел редактор. Когда – Я хотел знать, когда редактор прочитает мой очерк. Зачем - Я хотел знать, зачем редактор взял мой очерк. Почему – Я хотел знать, почему редактор взял мой очерк.