Перевернутый класс селезневой елены: мир глазами эколога. Перевернутый класс селезневой елены: мир глазами эколога Основные понятия и определения
СЛАЙД 4
– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
СЛАЙД 5
– Где жили первобытные люди?
– Какой материал требовался первобытному человеку?
– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
СЛАЙД 6
– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
СЛАЙД 7
Работа в учебнике.
– Откройте учебник на с. 41.
(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).
– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).
– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
СЛАЙД 8-12
– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).
– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?
– Что вы чувствовали?
– А может ли планета заболеть?
– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы.
СЛАЙД 13
три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора.
- Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
- Выявить причины проблем.
- Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.
СЛАЙД 14-18
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители. Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.
– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».
Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;
группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;
группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава».
Обсуждение проблем
– Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?" . Заслушаем докладчика 1 творческой группы.
Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
– Что является причинами загрязнения океана?
– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы», «Красная книга РФ».
Выступление спикера группы:
Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.
Меры защиты океана от загрязнения –Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.
– Переходим к обсуждению второй проблемы.
«Как спасти тропические леса?»
Предоставляем слово 2 группе – «лес»
Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
Выступление спикера группы:
– Итак мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.
Результаты уничтожения лесов
Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.
– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов
– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;
– усилить меры пожаробезопасности в лесах.
– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"
Выступление докладчика 3 группы – «Земля».
Выступление спикера группы:
Причины появления мусора
– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.
Меры по борьбе с мусором
Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.
1. Волнует ли тебя состояние окружающей среды в твоём крае, в стране, на всей планете? Если да, то почему? Напиши.
Да, конечно! Ведь это может коснуться меня и моих близких. Нам нужна еда и вода, но если будет грязная вода мы не сможем ее пить. Если вырубать деревья в огромном количестве, то будет меньше кислорода, а нам нужно дышать!
2. Папа Серёжи и Нади предлагает задание. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем.
Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы.
3. Какие ещё экологические проблемы планеты тебе известны? Напиши.
Загрязнение воздуха, озоновые дыры, вымирание животных.
4. С помощью учебника приведи примеры (1-2 в каждом пункте).
а) Международные соглашения по охране окружающей среды.
Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.
б) Международные экологические организации.
Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.
в) Международные экологические дни.
Всемирный день воды, День Земли, День работников леса.
5. По заданию учебника (с. 47) подготовь сообщение о работе международных экологических организаций в России.
Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.
Тема сообщения
: Всероссийское общество охраны природы (ВООП)
План сообщения:
- Создание Всероссийского общества охраны природы
- Современные функции и задачи ВООП
- Возможности ВООП в наши дни.
Важная информация для сообщения:
Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году. Сначала главной задачей этой общественной организации было сохранение и восстановление природных запасов, а также пропагандирование необходимости защиты и охраны окружающей среды среди населения.
Сейчас функции и задачи общества расширились. Так ВООП проводит следующие мероприятия:
- экологическое образование и воспитание населения
- пропаганда экологических знаний
- работы по озеленению и благоустройству городов и поселков
- расчистка берегов рек и родников
- научные исследования в сфере экологии и сохранения окружающей среды
- общественные контроль за соблюдением природоохранного законодательства,
- консультации по охране природы
- обеспечение населения качественным посадочным материалом и семенами
- создание и поддержание клубов по цветоводству, садоводству, голубеводству, аквариумистике, а также клубов любителей животных
Также Всероссийское общество охраны природы реализует значимые общероссийские экологические программы: «Общественный контроль», «Родники», «По оздоровлению малых рек», «Памятники природы».
Расширились и возможности этой общественной организации, например, в наше время в её рядах насчитывается около 2,5 миллионов членов и сторонников. В распоряжении ВООП современные лаборатории, научно-исследовательские центры, центры воспитательной работы с населением и детские секции.
Источник (источники) информации: Интернет
6. Изготовь для себя «Экологический календарь». Вырежи его из Приложения и наклей на плотную бумагу. Объясни, как ты понимаешь смысл каждого международного дня. Если потребуется, обратись к дополнительной литературе, Интернету. Используй этот календарь при подготовке в классе различных экологических мероприятий.
Ежегодно во всем мире 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы. Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью. Кроме того, этот День напоминает нам о необходимости усиления борьбы с преступлениями в отношении дикой природы, имеющими далеко идущие экономические, экологические и социальные последствия.
21 марта в мире отмечается Международный день лесов . В этот день государствам-членам ООН рекомендуется проводить массовые мероприятия, например, кампании по высадке деревьев, с учетом традиций и природных особенностей стран.
Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды
. Всемирный День воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов, принимать необходимые меры для решения проблемы снабжения населения питьевой водой.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, государствам предложено проводить в этот день мероприятия, посвященные сохранению и освоению водных ресурсов.
22 марта по всему миру отмечается День Матери - Земли . Он призван привлечь внимание мировой общественности к экологическим проблемам. Поэтому в этот день проводятся экологические акции и мероприятия - научные конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. В России День Матери-Земли считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. Проводятся различные экологические акции и мероприятия, направленные на экологическое просвещение и заботу об экологии.
Ежегодно 22 мая в мире отмечается Международный день биологического разнообразия . Главная задача Международного дня биологического разнообразия – обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Одним из способов борьбы за сохранение разнообразия жизни на нашей планете является охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Эксперты подсчитали, что каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны.
Всемирный день окружающей среды ежегодно отмечается во всём мире июня. В этот день в разных странах мира проводятся мероприятия, подтверждающие стремление общества к сохранению и улучшению окружающей среды.
8 июня отмечается Всемирный день океанов . Всемирный день океанов – день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на планете Земля, 70% которой покрыто водой, ресурсы океана – залог развития и дальнейшего существования человеческой цивилизации, его пространства – арена мировой торговли. Роль Мирового океана в регулировании климата является системообразующей, его воды – один из главных поглотителей углекислого газа. Во Всемирный день океанов по всей планете проводятся фестивали и парады на морскую тематику, выставки, экологические митинги и акции. Жителям разных стран рассказывают о том, какой вклад они могут внести в защиту океанов.
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой проводится ежегодно 17 июня. В этот день правительство всех стран мира должно задуматься о том, какой ущерб наносит опустынивание, и какие меры могут быть приняты для борьбы с этим явлением. Опустынивание приводит к потере биологической продуктивности земель. Оно является одной из самых больших угроз человечеству. Это глобальная проблема затрагивает около 1/5 часть населения нашей планеты и касается более 100 стран. Для эффективного решения данной проблемы необходима высокая информированность о причинах и процессах опустынивания. Очень важно при этом также и международное сотрудничество.
Международный день охраны озонового слоя - это 16 сентября. Деятельность человека, в частности промышленность, привела не просто к истончению озонового слоя, но и к образованию в нем так называемых дыр. Первая озоновая дыра была зафиксирована учеными над Антарктидой в 1985 году, потом были обнаружены и другие озоновые дыры над нашей планетой. Разрушение озонового слоя над земным шаром чревато непоправимыми отрицательными последствиями для всего населения Земли: к раковым заболеваниям населения и к гибели животных и растений. Поэтому очень важно проводить работу по сокращению выбросов опасных для озонового слоя веществ.
Всемирный день почв ежегодно отмечается многими государствами 5 декабря. В этот день проводятся всевозможные акции по защите почв, парады, торжественные заседания общественных организаций, фестивали и мероприятия по защите и восстановлению почв, например, посадка деревьев.
– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.
– Где жили первобытные люди?
– Какой материал требовался первобытному человеку?
– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).
– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.
Работа в учебнике. 1 4 3 4 3
– Откройте учебник на с. 47.
(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).
– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).
– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).
– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).
– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).
– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?
– Что вы чувствовали?
– А может ли планета заболеть?
– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 Б класса). А помощниками у нас будут наши старшеклассники из школьного экологического объединения «Экоград Десяточка».На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора.
– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков и спикеров, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
- Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
- Выявить причины проблем.
- Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.
– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители.Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.
А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?
– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».
Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;
группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;
группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер,
с. 133-138 «Горит трава».
Обсуждение проблем1 2 3 4 1 3 43
– Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?" . Заслушаем докладчика 1 творческой группы.
Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.
– Что является причинами загрязнения океана?
– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.
Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ».
Выступление спикера группы:
Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.
Меры защиты океана от загрязнения –Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.
– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).
– Переходим к обсуждению второй проблемы.
«Как спасти тропические леса?»
Предоставляем слово 2 группе – «лес»
Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.
Выступление спикера группы:
– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:
Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.
Результаты уничтожения лесов
Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.
– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.
Меры защиты тропических лесов
– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;
– усилить меры пожаробезопасности в лесах.
– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.
– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"
Выступление докладчика 3 группы – « Земля».
Выступление спикера группы:
Причины появления мусора
– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.
Меры поборьбе с мусором
Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.
Тип урока: комбинированный
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Рассказать о мире, с точки зрения эколога. Работать в паре: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке
Планируемые результаты
Предметные (знать, уметь)
Знать понятие - экология, международные экологические организации, экологический календарь.
Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в охране.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - ставить и формулировать проблемы, устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения в форме простых суждений.
Р. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учȅта характера ошибок.
К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Личностные результаты
Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
Основные понятия и определения
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о действиях человечества по защите своей планеты. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения.
Вспомни, что изучает наука экология. Что де-лается на Земле для сохранения природы?
СЫН ИЛИ ПОКОРИТЕЛЬ?
Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик, техники и современных жи-лищ, привычной нам обуви и одежды
Жизнь людей зависела от капризов окружаю-щей природы. Из-за неудачной охоты они го-лодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки прекло-нялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё.
Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И лю-дям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Вооружённый тех-никой, человек решил, что ему всё на планете подвластно... Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы приводило к загрязнению воздуха и воды, раз-рушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над приро-дой, а попросту губят её
Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой, зависят от неё. Человек был и останется сыном приро-ды, а не её покорителем.
Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, жи-вые организмы, окружающая среда, экологиче-ские связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.
Изучение нового материала
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
С точки зрения эколога, мир — это неразрыв-ное единство неживой и живой природы, приро-ды и человека. В результате деятельности чело-века на Земле возникли экологические проб-лемы. Экологическая проблема — это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека
1.С помощью текста учебника проанализируй-те одну из экологических проблем: в чём при-чины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.
2.Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?
3.Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.
Проблема загрязнения океана
В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плава-ние на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из ней-лона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут... До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с гороши-ну, даже с картофелину».
Со времени этого путешествия прошло более 40 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане.
Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтилено-вые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведёт к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.
Какие меры для защиты океана от загряз-нения вы могли бы предложить?
Проблема исчезновения тропических лесов
В жарких странах исчезают тропические леса — одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность джунг-лей выделяет в воздух особенно много кисло-рода. Именно эти леса чаще всего называют «лёгкими» нашей планеты. И вот люди уничто-жают их — ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов. По некоторым подсчётам, каждый день в джунглях под пилой падает... пять миллионов деревьев! И сколько животных теряют своё жильё и пищу...
Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?
Проблема мусора
В любой семье ежедневно что-то выбрасыва-ют. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В од-ной из стран подсчитали: если весь мусор, ко-торый образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти
Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопас-ны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?
ЗАЩИТИМ ПЛАНЕТУ СООБЩА
Охрана окружающей среды — задача всего че-ловечества. Для её решения необходимо широ-кое международное сотрудничествоГосударства заключают различные междуна-родные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглаше-ний — Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких жи-вотных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные стра-ны многих животных Африки, Азии и Южной Аме-рики, например обезьян, красивых птиц, черепах, редких насекомых. Он защищает леопардов, слонов, носорогов, крокодилов и других животных, которых уничтожают ради шкур, бивней, рогов
Созданы различные международные органи-зации, служащие делу охраны природы. Одна из них — Всемирный фонд дикой природы Эмблемой этой организации является изображение панды — од-ного из самых редких животных мира.
Отделения Всемирного фонда дикой природы действуют во многих странах мира, а его штаб- квартира находится в Швейцарии. Фонд соби-рает и распределяет денежные средства, необ-ходимые для охраны редких видов живых ор-ганизмов и мест их обитания. На средства фонда проводятся научные исследования, изда-ются книги, организуются международные кон-ференции, посвящённые охране природы.
Во всём мире известна и другая междуна-родная экологическая организация — Гринпис
(СНЕЕЫРЕАСЕ ). Это название в переводе с анг-лийского языка означает «Зелёный мир». Штаб- квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загряз-нения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных
Ежегодно человечество отмечает международ-ные экологические дни. Их цель — помочь лю-дям осознать, как важно охранять природу. Некоторые из них приведены в таблице.
В течение года отметьте в классе экологиче-ские дни. Им можно посвятить классные часы, утренники, на них можно пригласить гостей, чьи профессии связаны с охраной природы. Выпус-тите к экологическим дням стенгазеты, оформи-те стенды.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ
Название международного дня |
|
Всемирный день воды |
|
Международный день птиц |
|
День Земли |
|
Всемирный день окружающей среды |
|
Международный день защиты животных |
|
Международный день биоло-гического разнообразия |
Самостоятельное применение знаний
Проверь себя
1. Почему человеку не удалось покорить приро-ду? 2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете? 3. Как решаются экологиче-ские проблемы? 4. Приведи примеры междуна-родных экологических организаций и экологи-ческих дней.
Вывод
Жизнь людей зависит от состояния природы. На Земле возникли экологические проблемы, которые необходимо решать. Этому помогают международные соглашения, экологические организации и экологические дни.
Задания для домашней работы
1.Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.
2.Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».
Презентация Мир глазами эколога
Источники информации :
ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014
Хостинг презентаций окружающий мир
Человек самым тесным образом связан с окружающей природой. Наша планета очень щедрая: она дарит нам тепло, кров, пропитание, однако в результате неразумной человеческой деятельности она начала сильно страдать. Чтоб понять, какая опасность угрожает земному шару, рассмотрим мир глазами эколога.
Что такое экология
Слово «экология» в переводе с греческого означает “наука о доме”. Экология - это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, флорой и фауной, а также влияние человеческой деятельности на окружающую среду.
В далекие времена наши предки полностью зависели от милости природы. Длительная засуха или лесной пожар означали голод и даже смерть. Поэтому древние люди обожествляли природу и не смели наносить ей какой-то ущерб.
Однако время неумолимо шло вперед, и человек, почувствовав себя венцом природы, решил покорить ее. Он начал строить машины, фабрики, заводы, освоил космос и глубины Мирового океана.
Рис. 1. Промышленные предприятия.
Но такая активная деятельность привела к серьезным изменениям в природе:
ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой
- загрязнение вод Мирового океана;
- загрязнение атмосферы;
- вырубка лесов;
- вымирание многих видов животных растений.
Загрязнением Мирового океана
Океан все больше становится похож на выгребную яму, куда человек выбрасывает огромное количество различных промышленных отходов, нефть и нефтепродукты, твердый мусор, ядовитые вещества. Особую опасность представляют радиоактивные отходы.
В результате загрязнения океанических вод страдает местная флора и фауна:
- от нефтяных пятен гибнут мальки и морские птицы, нарушается газообмен;
- полиэтиленовая пленка приводит к гибели китов;
- ядовитые вещества, накапливаясь в теле рыб, морских животных и птиц, приводят к развитию заболеваний у людей.
Рис. 2. Нефтяное пятно в океане.
Основная причина загрязнения Мирового океана - промышленные предприятия на суше. Для снижения количества выбросов необходимо устанавливать мощные очистительные сооружения, внедрять замкнутое производство, при котором все отходы перерабатываются и не выбрасываются.
Для очищения океанических вод от нефтепродуктов разработаны специальные суда, которые, словно губка, всасывают нефтяные пятна, собирают пластик и другой твердый мусор.
Вырубка лесов
Зеленые растения - наши верные друзья, которые поглощают углекислый газ и выделяют ценный кислород. Они являются важнейшей частью в цепи питания, и их вырубка ведет к необратимым последствиям:
- уменьшение кислорода в атмосфере;
- ухудшение состава почвы, снижение ее плодородия;
- исчезновение растений и животных.
Тропические леса - это уникальная экосистема, которую сравнивают с легкими нашей планеты. Они принимают самое активное участие в газообмене на земном шаре. В настоящее время человек уничтожил уже более половины ценных лесных массивов, и продолжает их беспощадно вырубать.
Рис. 3. Тропические джунгли.
Если человечество не осознает, насколько губительна его деятельность по отношению к природе, и не изменит своего варварского поведения, то в скором времени не избежать глобальной экологической катастрофы.
Что мы узнали?
При изучении темы «Окружающий мир глазами эколога» по программе 4 класса мы выяснили, что представляет собой наука экология и что она изучает. Мы узнали, каковы самые главные экологические проблемы на Земле, и что нужно делать, чтобы уберечь нашу планету от разрушения.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 553.