Перевернутый класс селезневой елены: мир глазами эколога. Перевернутый класс селезневой елены: мир глазами эколога Основные понятия и определения

СЛАЙД 4

– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

СЛАЙД 5

– Где жили первобытные люди?

– Какой материал требовался первобытному человеку?

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).

СЛАЙД 6

– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

СЛАЙД 7

Работа в учебнике.

– Откройте учебник на с. 41.

(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).

– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).

– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

СЛАЙД 8-12

– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?

– Что вы чувствовали?

– А может ли планета заболеть?

– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы.

СЛАЙД 13

три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора.

  1. Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
  2. Выявить причины проблем.
  3. Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.

СЛАЙД 14-18

– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители. Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.

– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».

Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;

группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;

группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер, с. 133-138 «Горит трава».

Обсуждение проблем

Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?" . Заслушаем докладчика 1 творческой группы.

Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

– Что является причинами загрязнения океана?

– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы», «Красная книга РФ».

Выступление спикера группы:

Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

Меры защиты океана от загрязнения –Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.

– Переходим к обсуждению второй проблемы.

«Как спасти тропические леса?»

Предоставляем слово 2 группе – «лес»

Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Выступление спикера группы:

– Итак мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:

Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.

Результаты уничтожения лесов

Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.

– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.

Меры защиты тропических лесов

– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;

– усилить меры пожаробезопасности в лесах.

– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

Выступление докладчика 3 группы – «Земля».

Выступление спикера группы:

Причины появления мусора

– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

Меры по борьбе с мусором

Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

1. Волнует ли тебя состояние окружающей среды в твоём крае, в стране, на всей планете? Если да, то почему? Напиши.

Да, конечно! Ведь это может коснуться меня и моих близких. Нам нужна еда и вода, но если будет грязная вода мы не сможем ее пить. Если вырубать деревья в огромном количестве, то будет меньше кислорода, а нам нужно дышать!

2. Папа Серёжи и Нади предлагает задание. Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем.

Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы.

3. Какие ещё экологические проблемы планеты тебе известны? Напиши.

Загрязнение воздуха, озоновые дыры, вымирание животных.

4. С помощью учебника приведи примеры (1-2 в каждом пункте).

а) Международные соглашения по охране окружающей среды.

Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких животных и растений.

б) Международные экологические организации.

Всемирный фонд дикой природы, Гринпис.

в) Международные экологические дни.

Всемирный день воды, День Земли, День работников леса.

5. По заданию учебника (с. 47) подготовь сообщение о работе международных экологических организаций в России.

Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

Тема сообщения : Всероссийское общество охраны природы (ВООП)

План сообщения:

  1. Создание Всероссийского общества охраны природы
  2. Современные функции и задачи ВООП
  3. Возможности ВООП в наши дни.

Важная информация для сообщения:

Всероссийское общество охраны природы (ВООП) было основано в 1924 году. Сначала главной задачей этой общественной организации было сохранение и восстановление природных запасов, а также пропагандирование необходимости защиты и охраны окружающей среды среди населения.

Сейчас функции и задачи общества расширились. Так ВООП проводит следующие мероприятия:

  • экологическое образование и воспитание населения
  • пропаганда экологических знаний
  • работы по озеленению и благоустройству городов и поселков
  • расчистка берегов рек и родников
  • научные исследования в сфере экологии и сохранения окружающей среды
  • общественные контроль за соблюдением природоохранного законодательства,
  • консультации по охране природы
  • обеспечение населения качественным посадочным материалом и семенами
  • создание и поддержание клубов по цветоводству, садоводству, голубеводству, аквариумистике, а также клубов любителей животных

Также Всероссийское общество охраны природы реализует значимые общероссийские экологические программы: «Общественный контроль», «Родники», «По оздоровлению малых рек», «Памятники природы».

Расширились и возможности этой общественной организации, например, в наше время в её рядах насчитывается около 2,5 миллионов членов и сторонников. В распоряжении ВООП современные лаборатории, научно-исследовательские центры, центры воспитательной работы с населением и детские секции.

Источник (источники) информации: Интернет

6. Изготовь для себя «Экологический календарь». Вырежи его из Приложения и наклей на плотную бумагу. Объясни, как ты понимаешь смысл каждого международного дня. Если потребуется, обратись к дополнительной литературе, Интернету. Используй этот календарь при подготовке в классе различных экологических мероприятий.

Ежегодно во всем мире 3 марта отмечается Всемирный день дикой природы. Всемирный день дикой природы предоставляет возможность обратить внимание на многообразие и красоту проявлений дикой фауны и флоры, а также помогает повысить информированность о получаемой человеком пользе от занятий природоохранной деятельностью. Кроме того, этот День напоминает нам о необходимости усиления борьбы с преступлениями в отношении дикой природы, имеющими далеко идущие экономические, экологические и социальные последствия.

21 марта в мире отмечается Международный день лесов . В этот день государствам-членам ООН рекомендуется проводить массовые мероприятия, например, кампании по высадке деревьев, с учетом традиций и природных особенностей стран.

Ежегодно 22 марта во многих странах мира отмечается Всемирный день водных ресурсов или Всемирный день воды . Всемирный День воды призван привлечь внимание общественности к состоянию водных объектов и проблемам, связанным с их восстановлением и охраной; задуматься о роли воды в жизни каждого человека на Земле; привлечь внимание к проблемам нехватки питьевой воды, необходимости сохранения и рационального использования водных ресурсов, принимать необходимые меры для решения проблемы снабжения населения питьевой водой.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, государствам предложено проводить в этот день мероприятия, посвященные сохранению и освоению водных ресурсов.

22 марта по всему миру отмечается День Матери - Земли . Он призван привлечь внимание мировой общественности к экологическим проблемам. Поэтому в этот день проводятся экологические акции и мероприятия - научные конференции, выставки, закрытие автомобильного движения на оживленных улицах крупных городов, уборка территории и посадка деревьев. В России День Матери-Земли считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами. Проводятся различные экологические акции и мероприятия, направленные на экологическое просвещение и заботу об экологии.

Ежегодно 22 мая в мире отмечается Международный день биологического разнообразия . Главная задача Международного дня биологического разнообразия – обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Одним из способов борьбы за сохранение разнообразия жизни на нашей планете является охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Эксперты подсчитали, что каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны.

Всемирный день окружающей среды ежегодно отмечается во всём мире июня. В этот день в разных странах мира проводятся мероприятия, подтверждающие стремление общества к сохранению и улучшению окружающей среды.

8 июня отмечается Всемирный день океанов . Всемирный день океанов – день, который дает повод вспомнить о том, что Мировой океан является колыбелью жизни на планете Земля, 70% которой покрыто водой, ресурсы океана – залог развития и дальнейшего существования человеческой цивилизации, его пространства – арена мировой торговли. Роль Мирового океана в регулировании климата является системообразующей, его воды – один из главных поглотителей углекислого газа. Во Всемирный день океанов по всей планете проводятся фестивали и парады на морскую тематику, выставки, экологические митинги и акции. Жителям разных стран рассказывают о том, какой вклад они могут внести в защиту океанов.

Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой проводится ежегодно 17 июня. В этот день правительство всех стран мира должно задуматься о том, какой ущерб наносит опустынивание, и какие меры могут быть приняты для борьбы с этим явлением. Опустынивание приводит к потере биологической продуктивности земель. Оно является одной из самых больших угроз человечеству. Это глобальная проблема затрагивает около 1/5 часть населения нашей планеты и касается более 100 стран. Для эффективного решения данной проблемы необходима высокая информированность о причинах и процессах опустынивания. Очень важно при этом также и международное сотрудничество.

Международный день охраны озонового слоя - это 16 сентября. Деятельность человека, в частности промышленность, привела не просто к истончению озонового слоя, но и к образованию в нем так называемых дыр. Первая озоновая дыра была зафиксирована учеными над Антарктидой в 1985 году, потом были обнаружены и другие озоновые дыры над нашей планетой. Разрушение озонового слоя над земным шаром чревато непоправимыми отрицательными последствиями для всего населения Земли: к раковым заболеваниям населения и к гибели животных и растений. Поэтому очень важно проводить работу по сокращению выбросов опасных для озонового слоя веществ.

Всемирный день почв ежегодно отмечается многими государствами 5 декабря. В этот день проводятся всевозможные акции по защите почв, парады, торжественные заседания общественных организаций, фестивали и мероприятия по защите и восстановлению почв, например, посадка деревьев.

– Жизнь древних людей зависела от капризов окружающей природы.

– Где жили первобытные люди?

– Какой материал требовался первобытному человеку?

– Чтобы выжить, человеку необходима пища. Как добывали пищу? (Охотились, собирали съедобные плоды, коренья).

– А если случалась засуха или лесной пожар, или охота была неудачной, то им грозил голод. Поэтому наши далекие предки преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое для жизни.

Работа в учебнике. 1 4 3 4 3

– Откройте учебник на с. 47.

(Чтение статьи "Сын или покоритель?" с третьего абзаца).

– Что же решил человек? (Человек решил, что он не зависит от природы, что он сильнее ее, и даже решил покорить природу с помощью техники).

– К чему привело такое покорение? (Покорение природы привело к загрязнению воды, воздуха, разрушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных).

– Может ли человек господствовать над природой? (Нет, такое господство может погубить ее).

– Кто такой человек по отношению к природе? (Он часть природы).

– Поднимите руку, те кто когда-нибудь болел?

– Что вы чувствовали?

– А может ли планета заболеть?

– Оказывается, может. Именно это произошло с Землёй по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего. Сегодня мы раскроем и обсудим эти проблемы. Но необычным способом: мы проведем заседание малого экологического совета (4 Б класса). А помощниками у нас будут наши старшеклассники из школьного экологического объединения «Экоград Десяточка».На повестке нашего заседания три вопроса, три экологические проблемы: загрязнение океана, вырубка лесов, как избавиться от мусора.

– Чтобы обосновать (доказать или опровергнуть) данные проблемы, мы заслушаем докладчиков и спикеров, воспользуемся текстом учебника и планом исследования. Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.

  1. Разбиться на группы, собрать информацию, обсудить собранные сведения.
  2. Выявить причины проблем.
  3. Сделать вывод, предлагая меры по решению этих проблем.

– На три творческие группы мы уже разбились, распределили обязанности: спикеры, исследователи, оформители.Четвертая группа – это эксперты. Они сегодня будут оценивать нашу с вами работу.

А вот собрать информацию, обсудить собранные сведения?

– Нам понадобятся сведения о наблюдениях и исследованиях людей. Здесь нам помогут учебник и книга «Великан на поляне или первые уроки экологической этики».

Группа «Вода» – с.157-158 «Золотое правило»;

группа «Земля» – с.147-148 «Свой мусор всегда с собой», с. 143-144 – «Бутылочная почва»;

группа «Лес» – с. 129-132 – «Горит костер,

с. 133-138 «Горит трава».

Обсуждение проблем1 2 3 4 1 3 43

Первая проблема – "Как защитить океан от загрязнения?" . Заслушаем докладчика 1 творческой группы.

Докладчик: Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твердый мусор. От нефтяных пятен гибнут птицы, нарушается газообмен, гибнут мальки. Пластмассовые отходы – бутылки, банки, сети – тоже серьезная опасность. В 1972 году в Бразилии было обнаружено 30 мертвых китов. Причиной их смерти явилась полиэтиленовая пленка. Вместе с водой она попала в дыхательные пути китов. Опасны бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества. Эти вещества накапливаются в теле рыб, птиц и других животных. Употребление в пищу таких животных может привести к смерти людей.

– Что является причинами загрязнения океана?

– 80% загрязнений океана – результат деятельности человека на суше. Очень опасны радиоактивные отходы. Особенно тяжелая обстановка в Средиземноморье и на побережье Северного моря. А какие принимаются меры по охране океанов? Заслушаем спикера этой группы.

Для уничтожения следов нефтепродуктов используют эффективные химические препараты. Работают специальные "суда-губки", они всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твердый мусор, пластмассовые отходы. Устанавливаются сроки и размеры добычи рыбы и других морских обитателей. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы»,«Красная книга РФ».

Выступление спикера группы:

Причины загрязнения океана – нефтепродукты, пластмассовые отходы, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, радиоактивные отходы.

Меры защиты океана от загрязнения –Эффективные химические препараты, «Суда-губки», ограничение отлова рыбы, очистительные сооружения на предприятиях.

– А что самое главное должно быть в людях, на ваш взгляд? (Люди должны по-сыновьи обращаться с Природой, уважать ее, быть ей благодарными.А главное – не причинять Природе боль, ведь океан – это тоже часть Природы).

– Переходим к обсуждению второй проблемы.

«Как спасти тропические леса?»

Предоставляем слово 2 группе – «лес»

Докладчик: Тропические леса – это "лёгкие" нашей планеты. Ученым удалось выяснить, что в этих лесах удивительные экологические связи между организмами. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчевыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания, что отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке, потому что у нас есть свое определенное место в этой цепи. Это приведет к уменьшению кислорода в атмосфере, усилению эрозии почвы, снижению ее плодородия, вымиранию растений и животных.

Выступление спикера группы:

– И так мы записали на своей страничке «Зеленной книги»:

Причины уничтожения тропических лесов – Тропические леса безжалостно вырубают, выжигают, выкорчевывают.

Результаты уничтожения лесов

Нарушаются цепи питания, уменьшается количества кислорода, разрушается почва, гибнут растения и животные.

– Вырубка лесов может привести к изменению климата, опустыниванию.

Меры защиты тропических лесов

– запретить вырубку и выкорчёвывание деревьев;

– усилить меры пожаробезопасности в лесах.

– Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф.

– Перейдем к обсуждению третьей проблемы: "Как избавиться от мусора?"

Выступление докладчика 3 группы – « Земля».

Выступление спикера группы:

Причины появления мусора

– Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.

Меры поборьбе с мусором

Мусор можно сортировать, а потом перерабатывать. Существуют заводы по сортировке мусора. А некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные банки, бутылки.

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Рассказать о мире, с точки зрения эколога. Работать в паре: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить в Интернете информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать понятие - экология, международные экологические организации, экологический календарь.

Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в охране.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - ставить и формулировать проблемы, устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения в форме простых суждений.

Р. - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учȅта характера ошибок.

К. - формулировать собственное мнение и позицию и координировать еȅ с позициями портнȅров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные результаты

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о действиях человечества по защите своей планеты. Будем учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения.

Вспомни, что изучает наука экология. Что де-лается на Земле для сохранения природы?

СЫН ИЛИ ПОКОРИТЕЛЬ?

Когда-то очень давно у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Не было полей, ферм, заводов и фабрик, техники и современных жи-лищ, привычной нам обуви и одежды

Жизнь людей зависела от капризов окружаю-щей природы. Из-за неудачной охоты они го-лодали. Сильные морозы или засуха нередко грозили гибелью. Наши далёкие предки прекло-нялись перед силой природы, остро чувствовали свою зависимость от неё.

Но постепенно многое изменилось. У людей появились поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И лю-дям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее её. Вооружённый тех-никой, человек решил, что ему всё на планете подвластно... Но прошло время, и люди начали понимать, что это не так. Покорение природы приводило к загрязнению воздуха и воды, раз-рушению почвы, гибели лесов, исчезновению многих видов растений и животных. Люди стали понимать, что они не господствуют над приро-дой, а попросту губят её

Оказалось, что люди по-прежнему множеством нитей связаны с окружающей природой, зависят от неё. Человек был и останется сыном приро-ды, а не её покорителем.

Попробуй рассказать о мире с точки зрения эколога. Используй слова: природа, человек, жи-вые организмы, окружающая среда, экологиче-ские связи, цепи питания, круговорот веществ, охрана природы. Выслушай других ребят. Всем классом составьте наиболее полный рассказ.

Изучение нового материала

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

С точки зрения эколога, мир — это неразрыв-ное единство неживой и живой природы, приро-ды и человека. В результате деятельности чело-века на Земле возникли экологические проб-лемы. Экологическая проблема — это опасное изменение в окружающей среде под влиянием человека

1.С помощью текста учебника проанализируй-те одну из экологических проблем: в чём при-чины её возникновения, как она проявляется, какие последствия для людей несёт.

2.Предложите способы решения проблемы. С помощью Интернета узнайте, как решается экологическая проблема. Совпадают ли эти действия с вашими предложениями?

3.Свои выводы и предложения представьте классу, все вместе обсудите их.

Проблема загрязнения океана

В 1969 году знаменитый путешественник Тур Хейердал и его товарищи отправились в плава-ние на папирусной лодке «Ра». Их путь лежал через Атлантический океан. То, что они увидели в океане, поразило их. Хейердал пишет: «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из ней-лона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут... До самого горизонта поверхность моря оскверняли чёрные комки мазута с булавочную головку, с гороши-ну, даже с картофелину».

Со времени этого путешествия прошло более 40 лет, но загрязнение океана не уменьшилось, а только усилилось. От загрязнения страдают живые существа, обитающие в океане.

Известны случаи, когда морские черепахи проглатывали плавающие в воде полиэтилено-вые пакеты, принимая их за медуз, и погибали. А сколько мальков рыб гибнет от загрязнения океана нефтью! Это, в свою очередь, ведёт к оскудению рыбных запасов, к снижению уловов.

Какие меры для защиты океана от загряз-нения вы могли бы предложить?

Проблема исчезновения тропических лесов

В жарких странах исчезают тропические леса — одно из чудес природы. Здесь обитают 2/3 всех видов растений, животных, грибов, которые есть на Земле. Густая, пышная растительность джунг-лей выделяет в воздух особенно много кисло-рода. Именно эти леса чаще всего называют «лёгкими» нашей планеты. И вот люди уничто-жают их — ради древесины, ради того, чтобы освободить место для постройки дорог и для сельскохозяйственных посевов. По некоторым подсчётам, каждый день в джунглях под пилой падает... пять миллионов деревьев! И сколько животных теряют своё жильё и пищу...

Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов?

Проблема мусора

В любой семье ежедневно что-то выбрасыва-ют. В год на каждого жителя крупного города приходится приблизительно тонна мусора! В од-ной из стран подсчитали: если весь мусор, ко-торый образуется в стране ежегодно, ссыпать в одну гору, то потребуется почти три миллиона грузовиков, чтобы эту гору вывезти

Какими способами, на ваш взгляд, можно избавиться от мусора? Все ли они безопас-ны с точки зрения экологии? Какой способ лучший?

ЗАЩИТИМ ПЛАНЕТУ СООБЩА

Охрана окружающей среды — задача всего че-ловечества. Для её решения необходимо широ-кое международное сотрудничествоГосударства заключают различные междуна-родные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы. Одно из таких соглаше-ний — Конвенция по ограничению торговли редкими и исчезающими видами диких жи-вотных и растений. Этот документ защищает от истребления и массового вывоза в разные стра-ны многих животных Африки, Азии и Южной Аме-рики, например обезьян, красивых птиц, черепах, редких насекомых. Он защищает леопардов, слонов, носорогов, крокодилов и других животных, которых уничтожают ради шкур, бивней, рогов

Созданы различные международные органи-зации, служащие делу охраны природы. Одна из них — Всемирный фонд дикой природы Эмблемой этой организации является изображение панды — од-ного из самых редких животных мира.

Отделения Всемирного фонда дикой природы действуют во многих странах мира, а его штаб- квартира находится в Швейцарии. Фонд соби-рает и распределяет денежные средства, необ-ходимые для охраны редких видов живых ор-ганизмов и мест их обитания. На средства фонда проводятся научные исследования, изда-ются книги, организуются международные кон-ференции, посвящённые охране природы.

Во всём мире известна и другая междуна-родная экологическая организация — Гринпис

(СНЕЕЫРЕАСЕ ). Это название в переводе с анг-лийского языка означает «Зелёный мир». Штаб- квартира Гринпис находится в Амстердаме. Эта организация активно борется против загряз-нения окружающей среды ядовитыми отходами и мусором, проводит международные кампании в защиту лесов, океана, рыбных запасов, редких видов растений и животных

Ежегодно человечество отмечает международ-ные экологические дни. Их цель — помочь лю-дям осознать, как важно охранять природу. Некоторые из них приведены в таблице.

В течение года отметьте в классе экологиче-ские дни. Им можно посвятить классные часы, утренники, на них можно пригласить гостей, чьи профессии связаны с охраной природы. Выпус-тите к экологическим дням стенгазеты, оформи-те стенды.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Название международного дня

Всемирный день воды

Международный день птиц

День Земли

Всемирный день окружающей среды

Международный день защиты животных

Международный день биоло-гического разнообразия

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Почему человеку не удалось покорить приро-ду? 2. Какие экологические проблемы возникли на нашей планете? 3. Как решаются экологиче-ские проблемы? 4. Приведи примеры междуна-родных экологических организаций и экологи-ческих дней.

Вывод

Жизнь людей зависит от состояния природы. На Земле возникли экологические проблемы, которые необходимо решать. Этому помогают международные соглашения, экологические организации и экологические дни.

Задания для домашней работы

1.Найдите в Интернете информацию о работе международных экологических организаций в России. Подготовь сообщение.

2.Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат «Защитим свою планету».

Презентация Мир глазами эколога

Источники информации :

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Человек самым тесным образом связан с окружающей природой. Наша планета очень щедрая: она дарит нам тепло, кров, пропитание, однако в результате неразумной человеческой деятельности она начала сильно страдать. Чтоб понять, какая опасность угрожает земному шару, рассмотрим мир глазами эколога.

Что такое экология

Слово «экология» в переводе с греческого означает “наука о доме”. Экология - это наука, которая изучает взаимоотношения между человеком, флорой и фауной, а также влияние человеческой деятельности на окружающую среду.

В далекие времена наши предки полностью зависели от милости природы. Длительная засуха или лесной пожар означали голод и даже смерть. Поэтому древние люди обожествляли природу и не смели наносить ей какой-то ущерб.

Однако время неумолимо шло вперед, и человек, почувствовав себя венцом природы, решил покорить ее. Он начал строить машины, фабрики, заводы, освоил космос и глубины Мирового океана.

Рис. 1. Промышленные предприятия.

Но такая активная деятельность привела к серьезным изменениям в природе:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • загрязнение вод Мирового океана;
  • загрязнение атмосферы;
  • вырубка лесов;
  • вымирание многих видов животных растений.

Загрязнением Мирового океана

Океан все больше становится похож на выгребную яму, куда человек выбрасывает огромное количество различных промышленных отходов, нефть и нефтепродукты, твердый мусор, ядовитые вещества. Особую опасность представляют радиоактивные отходы.

В результате загрязнения океанических вод страдает местная флора и фауна:

  • от нефтяных пятен гибнут мальки и морские птицы, нарушается газообмен;
  • полиэтиленовая пленка приводит к гибели китов;
  • ядовитые вещества, накапливаясь в теле рыб, морских животных и птиц, приводят к развитию заболеваний у людей.

Рис. 2. Нефтяное пятно в океане.

Основная причина загрязнения Мирового океана - промышленные предприятия на суше. Для снижения количества выбросов необходимо устанавливать мощные очистительные сооружения, внедрять замкнутое производство, при котором все отходы перерабатываются и не выбрасываются.

Для очищения океанических вод от нефтепродуктов разработаны специальные суда, которые, словно губка, всасывают нефтяные пятна, собирают пластик и другой твердый мусор.

Вырубка лесов

Зеленые растения - наши верные друзья, которые поглощают углекислый газ и выделяют ценный кислород. Они являются важнейшей частью в цепи питания, и их вырубка ведет к необратимым последствиям:

  • уменьшение кислорода в атмосфере;
  • ухудшение состава почвы, снижение ее плодородия;
  • исчезновение растений и животных.

Тропические леса - это уникальная экосистема, которую сравнивают с легкими нашей планеты. Они принимают самое активное участие в газообмене на земном шаре. В настоящее время человек уничтожил уже более половины ценных лесных массивов, и продолжает их беспощадно вырубать.

Рис. 3. Тропические джунгли.

Если человечество не осознает, насколько губительна его деятельность по отношению к природе, и не изменит своего варварского поведения, то в скором времени не избежать глобальной экологической катастрофы.

Что мы узнали?

При изучении темы «Окружающий мир глазами эколога» по программе 4 класса мы выяснили, что представляет собой наука экология и что она изучает. Мы узнали, каковы самые главные экологические проблемы на Земле, и что нужно делать, чтобы уберечь нашу планету от разрушения.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 553.