Сколько языков на земном шаре? Какие бывают языки? Что такое живые языки, а что такое мёртвые, и бывают ли случаи, когда язык создаёт один человек. Мобильный контент Легендарный древнерусский певец поэт и музыкальный инструмент

Боян или Баян — древнерусский персонаж, о котором упоминается в . Боян — это древнерусский певец и сказитель . Бояна считают покровителем музыки, поэзии и творчества, а также внуком языческого бога .

Имя Боян лингвисты переводят по-разному. Боян — распространённое древнеславянское имя, имеющее двойное обозначение: 1. наводящий страх и 2. , заклинания, колдун; Пуян — болгарско-тюркского происхождения, означает — Богатый; Баян — казахского происхождения, означающее — повествовать, рассказывать; Баальник, баание — ворожить, заговаривать; Баянъ — чародей, волшебник, колдун. Образ поэта связывают с обоими значениями его имени и понимают как сказителя-волшебника. После того как имя сказителя Бояна стало мифологическим, оно стало означать сказание, разговоры и песни — баян, баянить, басня, баять, баюкать и т.д. В литературе XX века Боян и вовсе стал нарицательным для указания русского певца и гусляра. Карамзин внёс Бояна в Пантеон Российских Авторов, как «славнейшего в древности стихотворца русского».

Самая распространенная точка зрения исследователей русской истории состоит в том, что древнерусский Боян Вещий был придворным певцом русских князей XI века (предположительно чернигово-тмутороканских князей). В Слове о Полку Игореве говорится, что Боян воспевал трёх князей: Мстислава Владимировича Храброго, Ярослава Мудрого и Романа Святославича (внук Ярослава). Так же упоминается Всеслав Полоцкий, которого Боян порицал за то, что тот захватывал Киев. Здесь мы видим характерную для придворных певцов манеру составлять песни-хвалы и песни-хулы. Он был автором и исполнителем своих песен, сам пел и сам играл на музыкальном инструменте. Вот одна из припевок его песни о Всеславе Полоцком: «Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду суда Божіа не минути «. Другие слова, которые цитирует автор повести: «Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню «, » Тяжко ти головы кромѣ плечю, зло ти тѣлу кромѣ головы «. Однако вся информация по этому поводу взята из одного источника, доверять которому или нет — до сих пор спорят учёные.

Автор Слова о полку говорит, что Боян не только певец, но и вещун, который способен к оборотничеству — «Боян бо вещий, аще кому хо ше песнь творит, то растекашется мыслию по древу, серым волком по земли, шизым орлом под облакы «. Автор называет его внуком Велеса, от которого тот и был наделён особыми поэтическими способностями.

Стоит сказать, что в сохранилась очень старая улица Бояна, вероятно от имени Новгородца, который жил здесь. По этому поводу существует масса предположений, одна из которых — Боян был тем самым Новгородским . Очень интересное исследование предлагает нам Б.А.Рыбаков. Эта история относится к крещению Новгорода в 988 году. Высший жрец славян Богомил, который жил в Новгороде, активно сопротивлялся новой вере князя Владимира и поднял настоящий бунт. Добрыня с Путятой разбили сопротивление Новгорода, сокрушили идолы и капища. Так вот, того самого жреца Богомила называли Соловьём, прозванный так от своего красноречия. Соловьём же называли и Бояна. Позже, в Новгородской Земле, в слое датируемом 1070-1080 гг., были найдены гусли с надписью «Словиша» т.е. Соловей, которые предположительно принадлежали тому самому жрецу и волхву Богомилу-Соловью. Всё это, и ещё практически одинаковое время существования и того и другого человека, даёт право делать предположение, что Богомил и Боян могли быть одним и тем же лицом.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, - значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде, где приходится наблюдать людей, обучившихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что этот пробел в нашем школьном деле дошёл до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания. (Л.Щерба. Безграмотность и её причины)(Л.Щерба.



У существительных в русском языке - два числа - … Но в древнерусском языке было ещё двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Оно исчезло из русского языка приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Из истории … А ТЕПЕРЬ ЗАДАНИЕ … Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении Фета «На заре ты её не буди» (это середина прошлого века) И ПОДУШКА ЕЁ ГОРЯЧА, И ГОРЯЧ УТОМИТЕЛЬНЫЙ СОН, И ЧЕРНЕЯСЬ БЕГУТ НА ПЛЕЧА КОСЫ ЛЕНТОЙ С ОБЕИХ СТОРОН


Из истории … Около 50 лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список самых «устойчивых» слов. Этот список часто так и называется – «список Свадеша» (или ещё «стословный список»). Слова из этого списка исчезают из языка очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из 100. в каждом языке есть своя группа слов- долгожителей. А ТЕПЕРЬ ВОПРОС … Приведите в пример «10 слов- долгожителей» из русского языка?


Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку. Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык. Из истории …


С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Из истории … А ТЕПЕРЬ ВОПРОС … Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки: Blankadas velo unusola En la nebula mara blu. ответ







Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака2 бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже». Итак, на Соне и Наташе платья были бело- розовые, а на старой графине... что означает слово масака (массака)? Скорее всего, цвет. Но какой именно?


Правило для запоминания: В предложении глагол­сказуемое выражает основное действие, а деепричастие­обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола, от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть один хозяин – подлежащее, производитель действий. Придя на экзамен, меня мучил страх.


Исправьте ошибки в построении следующих предложений. Обязательное условие: деепричастные обороты необходимо сохранить, изменять можно только части предложений с основным действием. Открыв дверь, в комнату влетела муха. Подойдя к реке, часы упали в воду. Злясь на брата, тарелка выскользнула из рук и разбилась. Оглянувшись назад, машины уже не видно. Неожиданно выйдя из берегов, посёлок оказался затопленным.


Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник, предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?! – Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню. Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка... -ец) от слова пьпьрь, являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi, усвоенному из древнеиндийского языка...">


Термин этимология происходит от греческого etymologia, образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем. Объясните, есть ли что- то общее у слова близорукий со словом рука?



баян

Древнеисламское – bon (речь, слово).

Слово было известно в древнерусскую эпоху, но в словарях впервые встречается с 1935 г. в качестве названия музыкального инструмента, большой гармони.

Возможно, что существительное «баян» образовано от древнерусского глагола «баяти», происходящего от церковнославянского «баю», «баяти» – «рассказывать, говорить». Слово имеет индоевропейское происхождение и восходит к греческому fani – «говорю» от fono – «голос», а также является родственным древнеисламскому bon – «речь, слово».

Родственными являются:

Украинское – баян.

Чешское – bajan.

Производное: баянист.

баян

См. поэт...

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

1. Сказочный древнерусский поэт.
2. Картина Виктора Васнецова.
3. Что могут порвать на свадьбе?
4. На его правой клавиатуре расположен полный хроматический звукоряд - от си-бемоль большой октавы до до-диез четвертой.
5. Герой Леонида Броневого в фильме «Маяковский смеется».
6. Какой изобретенный в прошлом веке музыкальный инструмент был назван в честь одного из первых бардов?
7. Так называется музыкальный инструмент, который англичане называют «русским аккордеоном».
8. Клавишно-пневматический музыкальный инструмент.
9. Продвинутая гармошка.
10. Дореволюционный литературный журнал.
11. Музыкальный инструмент.
12. Музыкальный инструмент, не нужный козе.
13. Не козье дело на нем играть.
14. Персонаж поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
15. Персонаж пьесы Маяковского «Клоп».
16. Разновидность гармони, названная по имени легендарного древнерусского певца-сказителя.
17. Русская хроматическая гармоника.

Баян

или Боян - мифический певец, имя которого упоминается несколько раз в "Слове о полку Игореве". Форма "Баян" теперь сделалась популярна в России, между тем как у других славян и в "Слове о полку Игореве" встречается исключительно форма Боян. В нынешнем столетии слово Б. сделалось нарицательным для обозначения поэта, и почти все славяне считают Баяна своим певцом. В действительности, однако же, это историческое или мифическое лицо всецело принадлежит России, и только в русском литературном памятнике можно найти кое-какие о нем сведения, которые, впрочем, совершенно неудовлетворительны. В "Слове о полку Игореве" имя Баяна повторяется четыре раза, и все случаи разобраны подробно двумя русскими учеными, которые почти ни в чем не согласны друг с другом. Всеволод Миллер в своем "В...

А, м. Разновидность большой гармоники со сложной системой ладов. II прш. баянный, -ая, -ое. Русская баянная школа.

Баян I Бая́н (Нур Баян)

Нур Галимович (15.5.1905, деревня Аняк, ныне Актанышский район Татарской АССР, - 23.4.1945, Австрия), татарский советский поэт. Родился в крестьянской семье. Печататься начал в 1925. Стихи Б. насыщены высоким патриотизмом - «Наши знамена» (1937), «Ленин в народе» (1941). Фронтовые песни Б. периода Великой Отечественной войны проникнуты верой в победу советского народа: «Весна» (1942), «На нашем пути - ленинская веха» (1943) и др. Погиб в боях за освобождение Австрии.

Соч.: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1954: Шигырьлэр. Поэмалар, Казан, 1960.

II Бая́н (по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна, или Бояна ...

Баян

бая́нами,

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


БАЯН - один из наиболее совершенных и распространенных видов хроматической гармони. Назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя Баяна (Бояна).

(по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Баяна (Бояна)) - клавишно-пневматич. инструмент, усовершенствованная гармоника с хроматич. звукорядом для исполнения мелодии и басо-аккордового аккомпанемента во всех тональностях. Прототипом первого Б. была четырёхрядная петерб. гармоника. Назв. "Б." первоначально (1903) было применено к рояльной гармонике. В совр. понимании термин введён мастером П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко. По заказу последнего в 1907 Стерлиговым был изготовлен Б. с 4 рядами клавишей (в виде лопаточек) на правой клавиатуре. Система Стерлигова получила назв. петербургской (ленинградской). Существовали также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого и др. Общеупотребительной системой стала московская. В ней кнопки правой клавиатуры (обычно 52) располагаются по типу баварской гармоники тремя рядами. В каждой позиции правой руки исполнитель имеет под пальцем 3 расположенные по диагонали кнопки - в первом, втором и третьем рядах. Они позволяют и...

баян Искон. Неологизм русского гармониста А. Ф. Орланского-Титаренко (1877-1941) на базе собственного имени древнерусского поэта Баяна (ср. маузер , макинтош , галифе и т. п.). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004

Баян БАЯ Н , -а, м. . 1. Положение фишек в домино шесть к шести. 2. Шприц. 3. Ерунда, безделица, глупость. 4. Разговорчивый человек, болтун, пустобрех, трепло.

Думские баяны.

2. - из нарк. См. также Взять в руки баян

Словарь русского арго. - ГРАМОТА.РУ . В. С. Елистратов

(или боян), баяна, м. (муз.). Музыкальный инструмент, (По имени сказочного древнерусского поэта Баяна, упоминаемого в "Слове о полку Игореве".)

в "Слове о Полку Игореве" так называется песнопевец древних времен.

(Источник: "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Павленков Ф., 1907)

песнопевец в "Слове о полку Игореве".

(Источник: "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907)

Баян

русская хроматическая гармоника; названа конструктором П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орлан-ским в 1907 г. по имени певца-сказителя Баяна (Бояна).

Баян (Боян)

древний (XI или начало XII в.) русский или славянский песнотворец, певец-сказитель; слагал песни славы в честь подвигов русских князей. Впервые упомянут в «Слове о полку Игореве», где назван «соловьем старого времени» и «вещим» певцом. Упоминается также в «Задонщине» (XIV в.). Имя Бояна стало нарицательным для обозначения поэта.


Судьба эпонимов. 300 историй происхождения слов. Словарь-справочник . М.Г. Блау .

Баян`Биографический словарь`

Баян, см. Боян.

1) литp водки, 2) станок для дактилоскопиpования, 3) пила, 4) шпpиц для инъекции наpкотиков

см. шприц

баян

, м.

Большая гармоника со сложной системой ладов.

[По имени древнерусского поэта Баяна]

Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984

БАЯН - см. Слово о полку Игореве.

баян

БАЯН

1. БАЯ́Н , -а; м. Большая гармоника со сложной системой ладов. По имени легендарного древнерусского певца-сказителя Бояна (Баяна).

Бая́нный, -ая, -ое. Б. регистр.

2. БАЯ́Н см. Боян.

Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов.

Баян`Толковый словарь Ефремовой`

1. м. 1) Легендарный древнерусский певец-сказитель. 2) Поэт, исполнитель песен, сказаний. 2. м. Большая гармоника со сложной системой ладов.

баян

БАЯ´ Н (боян ) - 1) легендарный певец-поэт древней Руси, о котором упоминается в «Слове о полку Игореве»: «Начати же ся тъй песни по былинам сего времени, а не по замышлению Бояню. Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». 2) Нарицательное имя древнего русского поэта.

Поэтический словарь. - М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966


Император и пирожное

Об именах собственных и нарицательных

Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом… Можно ли обнаружить связь между этими понятиями? Оказывается, можно: им соответствуют слова-омонимы. Одни из них (Баян, Меценат, Наполеон ) являются именами собственными и служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных; другие (баян, меценат, наполеон ) - нарицательными , служащими обобщёнными наименованиями предметов.

Имена собственные возникают на базе нарицательных. Однако нарицательное имя только тогда становится собственным, когда нарушается связь между его значением и тем, что оно называет (сравним: вера, надежда, любовь как отвлечённые понятия и Вера, Надежда, Любовь как женские имена; шарик - маленький шар и Шарик - кличка собаки и т.д.).

Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян) . Вспомним строки из «Слова о полку Игореве»:

«Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. О Боян, соловей старого времени!»

Римский патриций (аристократ в Древнем Риме) Гай Цильний Меценат, живший в I веке до н.э., будучи состоятельным человеком, покровительствовал поэтам (в том числе Вергилию и Горацию). Со временем это имя превратилось в нарицательное и стало обозначать вообще щедрого покровителя наук и искусств. А пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.

Примеров, когда имена собственные переходят в разряд нарицательных, множество. Рассмотрим наиболее интересные.

Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. С античной мифологией связаны и такие названия растений, как кипарис и гиацинт . Однажды сын царя Кеоса и друг Аполлона Кипарис случайно убил на охоте оленя - своего любимца и любимца всех жителей. Безутешный юноша попросил Аполлона дать ему вечную грусть, и бог превратил его в стройное дерево кипарис (с тех пор греки стали вешать ветвь кипариса у дверей дома, где есть умерший). Красивый (обычно ярко-красный) цветок гиацинт назван по имени сына царя Спарты Гиацинта, погибшего во время состязаний в метании диска. Цветок печали вырос из крови Гиацинта.

Иногда растения получают свои названия по месту, откуда они были вывезены: кофе (от названия страны Каффа, находившейся в Африке), персик (от Персия - современный Иран), апельсин (голландское слово appelsien буквально переводится как «китайское яблоко»). И не только растения. Например, привычное слово брюки происходит от названия голландского города Брюгге.

Довольно часто нарицательные имена восходят к фамилиям известных учёных, изобретателей… Вот некоторые: ампер (по имени французского физика Ампера ), ватт (по имени английского физика Уатта ), вольт (по имени итальянского физика Вольта )… Французский кавалерийский генерал Галифе (Galliffet) изобрёл брюки особого покроя - галифе , шотландский химик Макинтош - непромокаемый плащ. Кольт, Максим, Маузер, Наган - известные изобретатели оружия. Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту - саксофону .

Попутно скажем несколько слов и об именах нарицательных - производных от фамилий.

В названиях новых химических элементов увековечены имена выдающихся русских учёных Д. И. Менделеева (менделевий ), И. В. Курчатова (курчатовий ). Многим минералам даны имена наших соотечественников: Ю. А. Гагарин (гагаринит), М. Ю. Лермонтов (лермонтовит), М. В. Ломоносов (ломоносовит)…

Имена собственные, становясь нарицательными, могут с необыкновенной точностью раскрывать характер человека. Например, глуповатого юношу-недоучку мы называем митрофанушкой (по имени персонажа комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), угодливого, лицемерного человека, боящегося выразить своё мнение, беспринципного карьериста - молчалиным (А. С. Грибоедов «Горе от ума»), лгуна и хвастуна - мюнхгаузеном (Р. Э. Распе «Рассказы барона Мюнхгаузена…»). О выдающихся людях можно сказать:

Может собственных Платонов


И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать…

М. В. Ломоносов

Н. В. Гоголь, говоря о своих героях, подчёркивал вневременную универсальность созданных им образов. Например: «Может быть… станут говорить, что теперь нет уже Ноздрёва. Увы!.. Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком».

Некоторые собственные имена, ставшие именами нарицательными, известны нам как филологические термины.

Например, одна из славянских азбук называется кириллицей (по имени одного из её создателей - Кирилла); многие названия литературных направлений восходят к именам собственным: Байрон - байронизм , Карамзин - карамзинизм , Петрарка - петраркизм … Богатые приключениями странствия или горестные скитания мы называем одиссеей (Одиссей - мифический царь Итаки, герой Троянской войны), приключения героя, лишённого человеческого общества, - робинзонадой (Робинзон - герой романа Дефо «Робинзон Крузо»)…

Проходят годы, десятилетия, века… Собственные имена нередко забываются… Но многие из них обрели новую жизнь, став именами нарицательными.

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье «Безграмотность и её причины» писал очень важные слова, которые и сегодня остаются актуальными: «…обязательная грамотность - мера для изживания общественного бедствия».

В процессе решения предложенных задач вы приобретете навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации, навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность, повысится ваша эрудиция. Эта работа поможет вам подготовиться и к участию в олимпиадах, и к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная викторина

«Решение филологических задач».

Поверь в себя! Проверь себя!

Учебный предмет:

русский язык.

Уровень образования школьников.

Для участия в игре приглашаются ребята 9-11 классов, активно исследующие образовательные порталы Интернета, интересующиеся русским языком.

Форма работы:

Внеурочная деятельность

Цели игры:

  • учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку;
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся; развитие интеллекта, внимания, памяти, воображения;
  • содействовать формированию положительной мотивации изучения предмета; воспитание любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.

Задачи игры:

  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира;
  • Формирование учебных и культурных навыков работы с информацией;
  • Формирование умений и навыков, которые носят в современных условиях научный, интеллектуальный характер.

Дорогие ребята! Приглашаем вас в удивительный мир русского языка.

Русский языковед, лингвист, педагог Лев Владимирович Щерба ещё в 1927 году в своей статье «Безграмотность и её причины» писал очень важные слова, которые и сегодня остаются актуальными: «…обязательная грамотность - мера для изживания общественного бедствия».

В процессе решения предложенных задач вы приобретете навык работы в Интернете, навык поиска нужной дополнительной информации, навыки общения, поведения в трудной ситуации. Активизируется долговременная память, активность, повысится ваша эрудиция. Эта работа поможет вам подготовиться и к участию в олимпиадах, и к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Предлагаем вам 7 лингвистических задач, решение которых потребует от вас собранности и терпения. Но игра стоит свеч! Начните искать ответы и почувствуете, как захватывает вас удивительный и загадочный мир русского языка, как необыкновенно вкусно бывает найти верное решение простой, казалось бы, задачки! Мы желаем вам успеха на этом увлекательном пути познания родного языка!

Присылайте ваши ответы на почтовый ящик: [email protected] до 25 ноября 2011 года. Победители и призеры нашей лингвистической игры будут награждены дипломами на торжественной линейке, завершающей месячник русского языка и литературы.

Удачи вам!!!

Эти упражнения полезны для глаз, и стимулируют умственную деятельность.

  • Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  • Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
  • Глазами написать свое имя и фамилию
  • Глазами написать сегодняшнюю дату.

Филологическая задача №1.

Из истории русского языка. Двойственное число.

Сколько чисел у существительного в русском языке?

Конечно, два: единственное и множественное. Но в древнерусском языке было двойственное число и употреблялось, когда речь шла только о двух предметах. Двойственное число в русском языке исчезло приблизительно 600 лет назад. Но в современном русском языке остались напоминания о двойственном числе. Найдите существительное двойственного числа в знаменитом стихотворении А. А. Фета

* * *

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

1842

Филологическая задача №2.

«Стословный список» Мориса Свадеша.

Около пятидесяти лет назад американский лингвист Морис Свадеш обследовал много разных языков и составил список ста самых «устойчивых» слов. Этот список часто так и называется – «список Свадеша» (или ещё «стословный список»). Слова из этого списка исчезают очень медленно: например, считается, что за тысячу лет в среднем должно исчезать всего около 15 слов из ста. В каждом языке есть своя группа «слов-долгожителей», и в очень многих языках долгожителями оказываются близкие по смыслу слова. Попробуйте привести в пример «10 слов – долгожителей» из русского языка?

Филологическая задача №3.

Этот удивительный эсперанто

Издавна существует миф о том, как люди решили построить в Вавилоне башню, которая достигнет неба. Строители начали свою работу, но разгневанный Бог «смешал их языки», они перестали понимать друг друга и не смогли продолжить постройку.
Попытки создания языка, который был бы понятным, общим для всех людей, стали предприниматься ещё в античную эпоху. В IV-III вв. до н.э. древнегреческий мыслитель Алексарх на базе греческого койне (от греч. koine4 dialektos - «общий язык») разработал первый в истории искусственный язык. С тех пор появились сотни и сотни проектов международных искусственных языков, но лишь некоторые из них получили распространение и поддержку. К таким языкам относятся волапюк (воляпюк), интерлингва, идо, оксиденталь и, конечно, эсперанто. Самым распространенным международным искусственным языком является, безусловно, эсперанто , созданный в 1887 году варшавским врачом и полиглотом Людвиком Заменгофом (1859–1917), псевдоним которого доктор Эсперанто (esperanto на языке эсперанто - «надеющийся») стал названием нового языка. Язык этот чрезвычайно лёгкий, его можно изучать «шутя». Краткий курс эсперанто займёт у вас меньше двух часов, после чего вы сможете читать тексты на эсперанто со словарём. Он является вторым по распространённости языком в Интернете (после английского).
Зная основные правила эсперанто, переведите с него следующие поэтические строки:

Blankada velo unusola
En la nebula mara blu’.

Филологическая задача №4.

Загадки и тайны филологии.

Об именах собственных и нарицательных. Имена собственные возникают на базе нарицательных. Но возможен и обратный процесс, когда нарицательные имена создаются на базе собственных. Легендарный древнерусский певец-поэт и музыкальный инструмент, римский патриций и покровитель наук и искусств, французский император и пирожное из слоёного теста с заварным кремом…

Можно ли обнаружить связь между этими понятиями?

Филологическая задача №5.

Какого цвета платье было на старой графине?

Откроем страницу толстовского романа с эпизодом первого бала Наташи Ростовой. Но не сам бал нас интересует, а те мгновения, которые предшествовали ему: «Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни... Все силы её с самого утра были устремлены на то, чтоб они все: она, мама, Соня – были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шёлковых чехлах, с розанами в корсаже».
Итак, на Соне и Наташе платья были бело-розовые, а на старой графине... И вот здесь читатель невольно делает паузу, как бы «спотыкается», пытаясь решить семантическую задачу: что означает слово масака ? Скорее всего, цвет. Но какой именно? Заодно вспомним другие аналогичные слова со значением цвета: беж, бордо, хаки (?), электрик (?) и т.п. По значению – явно прилагательные: цвет (какой?) бордо , платье (какое?) электрик . Кроме уже названных, к ним относятся маренго, терракот, фрез, кардинал .

масака - ? беж - ? бордо - ? хаки - ? электрик - ?

маренго - ? терракот- ? фрез -? Кардинал- ?

Филологическая задача №6.

Тайны частей речи.

Вы знаете, что тайны бывают государственные, военные, коммерческие, банковские… Неужели с ними можно сравнивать тайны частей речи?!
По степени важности, может быть, нет. Но одно несомненное основание для сопоставления есть: все эти тайны не открываются человеку постороннему, случайному. Части речи всегда начинают изучать с имени существительного. Это логично, но не очень справедливо: оказывается, и среди частей речи есть «звёзды», которым уделяется первостепенное внимание. А ведь каждое предложение должно быть дружной командой слов. Неверное употребление одного второстепенного члена может исказить смысл всего высказывания. Правило для запоминания:

В предложении глагол-сказуемое выражает основное действие,
а деепричастие-обстоятельство – добавочное, второстепенное действие одного и того же подлежащего. Иными словами, у деепричастия и глагола,
от которого это деепричастие грамматически зависит, должен быть
один хозяин – подлежащее, производитель действий.

Ориентируясь на это правило, исправьте ошибочные предложения.

Филологическая задача №7.

К истокам слова.

Вряд ли кто из нас, употребляя слова перец и пряник , предполагает, что эти слова являются родственными. Естественно: что может быть общего между горьким перцем и сладким пряником?!
– Ничего, – скажете вы.
– Многое, – возразит вам филолог. – Эти слова восходят к общему корню.
Перец – это суффиксальное производное древнерусской эпохи (суффикс -ьць > -ец ) от слова пьпьрь , являющегося общеславянским заимствованием из латинского языка, в котором piper восходит к греческому peperi , усвоенному из древнеиндийского языка...
И филолог пригласит вас отправиться с ним в увлекательное и познавательное путешествие по
Стране Этимологии . Итак...
Термин этимология происходит от грече-ского etymologia , образованного от слов etymon («истина») + logos («слово, учение»), и в языкознании употребляется ныне в двух значениях: 1) раздел языкознания, изучающий происхождение и историю отдельных слов и морфем; 2) происхождение и история слов и морфем.
Интерес к этимологии проявляется как у взрослых, так и у детей: каждый хочет узнать, откуда произошло то или иное слово, и так или иначе его объяснить.
Объясните происхождение слова близорукий ?

Задание «на закуску»:

Воровские, преступные, профессиональные жаргоны - языки отдельных групп людей (моряков, солдат, торговцев, …), которые не положено знать всем тем, кому не положено.

В старину на Руси был известен жаргон бродячих торговцев, коробейников (их называли офенями) – это один из самых богатых и самых загадочных жаргонов. Одним из слов «офенского языка» было хорошо знакомое теперь многим из вас, оно означает «отличный, замечательный». Это слово долгое время прозябало где-то на обочине языка и вдруг «ожило» и снова стало употребительным.

Было ли вам интересно принимать участие в данном внеклассном мероприятии?

Узнали ли вы что–то новое?

Свои отзывы я прошу вас написать в виде синквейна – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором покажите своё отношение к игре или к русскому языку, или к одной из самой интересной, на ваш взгляд, задач и отправить на указанный выше почтовый ящик вместе с вашей работой. Автор лучшего синквейна будет награжден поощрительным призом.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИГРЕ!