Современные октябрята. Молодёжные и детские организации

Честное слово, мне жаль нынешнюю детвору. Они никогда не были и не будут октябрятами… Ох, какая же это была радость и гордость, когда тебя, вчерашнего «просто первоклашку», а еще совсем недавно — сопливого «дошкольника», торжественно, на глазах у всей школы (!), принимали в октябрята! И вот ты уже не просто первоклассник, а октябренок, и, самое главное – теперь у тебя на груди ЗНАЧОК октябренка…Именно звездочка октябренка поднимала тебя на ступеньку выше в иерархии ровесников. Ведь это не дядькин армейский значок, который был так, для «покрасоваться перед пацанами». Значок октябренка, был первый (!) законный знак отличия, знак принадлежности к особой группе. И какая там идеология и политика (в семь-то лет…), обычная игра. Все как у взрослых – собрания, обсуждения, обязанности. Вот именно эти обязанности и делали нас взрослее и ответственнее. Даже существовали Правила Октябрят. И ничего плохого в них не было. Да судите сами…

— Октябрята — будущие пионеры.
— Октябрята, прилежные ребята, хорошо учаться, любят школу, уважают старших.
— Октябрята, честные и правдивые ребята.
— Октябрята, дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

Подвести товарищей, не выполнить поручение для октябренка было позором. Очень серьезно относились мы к этому. А еще звание октябренка давало право сталь членом различных сообществ, таких как – «Друзья птиц», «Зеленый патруль» и многих других, не помню уже… Зато, хорошо помню, как по весне дедушка обрезал сад, а я (член «Зеленого патруля»!), бегал за ним по саду и не давал резать ветки, тыкая ему удостоверение. Удостоверение! Собственно, ради него, в основном, и вступали в эти общества. А как же. Настоящий документ! Мой! С моим именем, фамилией и печатью (школьной, конечно).

Более поздний вариант значка - пластиковый. Часто ломалась застежка.

На ночь их клали под подушку, а при встрече с единомышленниками, предъявляли друг другу. Игра? Разумеется! Но эта игра делала нас дружнее, сплоченней, делала нас коллективом. Сейчас много говорят, о том, что это подавляло личность ребенка, лишало его индивидуальности. Ерунда!!! Только в коллективе может проявиться настоящая личность, без чувства ответственности развитие полноценной личности невозможно. Ну да ладно. Это уже дискуссионный вопрос и проблемы педагогики…

К окончанию третьего класса октябрятский пыл обычно угасал. Любая игра надоедает, да и вырастаем мы из них. Октябрятские значки на третьеклассниках выглядели, как на солдатах-«дембелях» – залихватски и небрежно. Многие из них были потертыми, с облезлой эмалью, да и приколоты они были зачастую криво. Справедливости ради, надо сказать, что это касалось в основном пацанов, девочки марку держали до последнего. Выростали мы из октябрятского возраста, и быть октябренком, как «первоклашки», было уже неинтересно. Через год сдавались и некоторые девочки, значок октябренка редко можно было увидеть и на них. Впереди был новый этап взросления — в четвертом классе принимали в пионеры. А это уже намного серьезней…

Пионеры, октябрята -

это лучшие ребята!

Термин октябрята возник в 1923—24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы октябрят. В них принимались дети — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.

В СССР октябрятами становились в первых классах школ. При вступлении в ряды октябрят маленьким школьникам выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звездочка с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят имела нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала примерно 5 человек — символ пятиконечной звезды. В звездочке был свой командир, цветовод, санитар, библиотекарь, физкультурник.

ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:

Октябрята — будущие пионеры.

Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.

Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и
умелые.

Правила октябрят:

Наших правил ровно пять.

Мы их будем выполнять

1. Мы активные ребята, потому что октябрята.Октябрёнок не забудь - в пионеры держишь путь.

2. Мы отважные ребята, потому что октябрята.Как страны родной герои, жизнь свою хотим построить.

3. Мы прилежные ребята, потому что октябрята. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.

4. Мы правдивые ребята, потому что октябрята. Никогда, нигде, ни в чем мы друзей не подведем.

5. Мы веселые ребята, потому что октябрята. Наши песни, танцы, смех делим поровну на всех.

Легенда об октябренке

    ... В далекие-далекие таинственные времена жили такие же дети как вы - храбрые, отважные и любопытные. Они жили в чудесной стране зеленых лесов, синих озер и рек. Одно у них было плохо - они не могли покидать свой город, потому что дорог еще не было, только редкие тропинки, которые не уходили дальше знакомого леса. И никаких знаков, которые бы вели домой, не было...
    Но однажды осенью, в октябре, когда звезды на небе самые высокие, ночное синее небо прочертила падающая звезда. Она была совсем маленькая и упала прямо в город, на одну из площадей. Любопытные и храбрые жители с удивлением рассматривали звездочку, которая сияла теплым ярким золотистым светом. Этот свет освещал весь город и ярким лучом бил в ночное небо. Прошло много времени, жители привыкли к ночному звездному свету, а звезда за это время ни чуточку не погасла.
    И тогда храбрые и любопытные дети города решили отправиться в путешествие в невиданные земли. Они разбились на несколько отрядов, и пошли каждый в свою сторону света. Каждый вечер они оглядывались назад и видели над верхушкой деревьев луч звездочки, которая светилась так же ярко, как раньше. Их путешествие длилось много дней. Они встречали на пути опасные испытания, тайны, загадки, приключения и,конечно, новых друзей. В пути они учились узнавать мир вокруг себя через свои собственные дела. А возвращались они в свой город на свет звезды, и тогда рассказывали другим детям интересные истории о далеких странах, и новые отряды маленьких храбрецов отправлялись в чудесные экспедиции.
    Много лет спустя звезда начала гаснуть. Погасшая звезда стала символом начала всех дорог, которые к тому времени проложили жители города во все страны мира. Место, где была звезда, назвали "нулевой километр" - начало всех дорог, а храбрых отважных детей - октябрятами.

Правила октябрят

Мы надежные ребята.
Наше имя - Октябрята.
Нам не надо лишних слов.
Будь готов! Всегда готов!

1. Октябрята - будущие пионеры.
Октябренок, не забудь -
В пионеры держишь путь.

2. Октябрята - активные ребята.
Вместе весело живем,
Мы читаем, играем, рисуем и поем.

3. Октябрята - спортивные ребята.
Ровным строем на площадку
Мы выходим на зарядку.

4. Октябрята - отважные ребята.
Как страны родной герои,
Жизнь свою хотим построить.

5. Октябрята - дружные ребята.
Никогда, нигде, ни в чем
Мы друзей не подведем.

6. Октябрята - веселые ребята.
Наши песни, танцы, смех
Делим поровну на всех.

7. Октябрята - прилежные ребята.
Только тех, кто любит труд,
Октябрятами зовут.

8. Октябрята - умные ребята.
В школу ходим мы учиться,
На уроках не гулять
И в дневник оценку «десять»
Можно смело нам писать.

9. Октябрята - добрые и отзывчивые ребята.
Мы - добрые и отзывчивые ребята,
Потому что октябрята
Мы поможем, защитим
И в обиду не дадим!

10. Октябрята - талантливые ребята.
Мы искатели и мечтатели,
Творцы и созидатели
Будем Родине служить
И Отчизной дорожить.

План работы с октябрятами на 2019/2020 учебный год

Стародворецкий ясли-сад-базовая школа

п\п

Содержание работы

Сроки

выполнения

Ответственные

Обновление стендов

1 раз в месяц

Редколлегия

Участие в районном пионерском слёте, посвящённого Году малой родины:

Флэш-моб «Радужная пионерская страна»;

Квест-игра «Покорители вершин»

сентябрь

Стефанкова Е.А.,

пионерская дружина,

классные руководители

Трудовая акция по сбору вторсырья «Наш пионерский труд тебе, Отчизна!»

Первый этап - сентябрь-декабрь 2019 г., второй этап - январь-май 2020г.

Стефанкова Е.А.,

пионерские отряды

Акция «Бумажный бум»

сентябрь - май

Стефанкова Е.А.,

классные руководители

Трудовой десант «Школьный двор-моя забота»

сентябрь - май

Классные руководители

День знаний. Торжественная линейка, посвящённая началу учебного года

02.09

Высоцкая М.А.,

классные руководители

Конкурс коллажей «Моя семья»

23.09

Демидик О.А.

Акция «Спешите делать добро» в рамках декады «Золотой возраст», посвящённой дню пожилых людей

30.09

Лазарчик А.Н.

Организация подписки на пионерские газеты и журналы

сентябрь-май

Стефанкова Е.А.,

классные руководители

День самоуправления «Легко ли быть учителем?».

Праздничный концерт «От всей души!» ко Дню учителя

05.10

Высоцкая М.А.,

Топоривская Л.А.,

школьный Парламент

Спортландия «Октябрятские старты»

08.10

Лаптюхова А.Р.

Праздничная программа «Мама гучыць, як паэма, як песня!»

12.10

Высоцкая М.А.

Игра-путешествие «Учимся экономии и бережливости»

22.10

Лазарчик А.Н.

Операция «Кормушка» (изготовление кормушек для зимующих птиц)

ноябрь

Зенько М.Г.

Веселые, подвижные перемены в рамках Недели здоровья «Наш выбор- здоровое будущее»

ноябрь

Стефанкова Е.А.,

вожатые октябрят

Пешеходные экскурсии «Памятные места нашего агрогородка»

04.11

Классные руководители

Флеш-акция «Дыши легко!» к Международному Дню отказа от курения

ноябрь

Стефанкова Е.А.

Интеллектуальная игра «Правовой калейдоскоп»

02.12

Топоривская Л.А.

Творческая мастерская « Новогодняя игрушка»

декабрь

Макей Т.В.

Благотворительная акция «Дети -детям»

декабрь

Стефанкова Е.А.

Новогодний утренник «Новогодняя сказка»

27.12

Классные руководители

Участие в районном этапе республиканской благотворительной акции ОО «БРПО» «Чудеса на Рождество»

Декабрь - январь

Стефанкова Е.А.,

вожатые октябрят

Развлекательная программа на свежем воздухе «Спасибо мороз, что снегу принёс»

январь

Кашлявик Г.В.,

вожатые октябрят

Неделя октябрят «Октябрятские высоты».

январь

Совет дружины

Видео-круиз « Беларусь от А да Я»

17.01

Макей Т.В.

Экскурсия в музейную комнату

январь

Стефанкова Е.А.,

совет музея

Ролевая игра «Планета друзей»

24.01

Демидик О.А.

Пионерский сбор «Никто не забыт. Ничто не забыто» (ко Дню героя-антифашиста)

08.02

Стефанкова Е.А.,. совет дружины

Подвижные игры «Затейники»

февраль

Кашлявик Г.В.

Практикум «Вы сказали «Добрый день!»

14.02

Макей Т.В.

Квест «Тропой солдата»

21.02

Лазарчик А.Н.

Участие в районном конкурсе лидеров «СуперТройка» среди членов ОО «БРПО»

март

Стефанкова Е.А.

Праздничный концерт «Лучшая в мире»

07.03

Высоцкая М.А.

Единый классный час «День Конституции Республики Беларусь»

16.03

Классные руководители

Час памяти «Хатынь: знак вечной памяти и печали»

23.03

Стефанкова Е.А.

Игра-путешествие «Приключение дорожных знаков»

25.03

Демидик О.А.

Капустник «Улыбка каждому к лицу»

01.04

Топоривская Л.А.

Неделя детской и юношеской книги

30.04 - 04.04

Стефанкова Е.А.,

воспитатели дошкольного образования

Спортивные эстафеты «Один за всех и все за одного»

13.04

Макей Т.В.

Экологическая акция «Агрогородку - чистые улицы»

22.04

Утепергенова З.С.

Конкурс рисунков на асфальте «Моя семья»

27.04

Топоривская Л.А.,

вожатые октябрят

Участие в республиканской акции «Квітней, Беларусь!”

02.05

Стефанкова Е.А.

Участие в районной спортивно-патриотической игре «Зарничка»

май

Стефанкова Е.А..,

совет дружины

Участие в республиканской акции «Спасибо за Победу!», посвященной Дню Победы

30.04 - 09.05

Стефанкова Е.А,

классные руководители,

пионерская дружина

Митинг и возложение цветов у памятника. Вахта Памяти.

09.05

Стефанкова Е.А.., классные руководители,

пионерская дружина

Акция «Тимуровцы в действии»

май

Стефанкова Е.А.

Пионерский сбор «Октябрёнок, не забудь, в пионеры держишь путь»

19.05

Стефанкова Е.А.

Праздничная линейка, посвященная Дню последнего звонка

30.05

Топоривская Л.А.

Высоцкая М.А.

Поход выходного дня «Природа родного края»

май-июнь

Классные руководители

Участие в районном празднике Детства

01.06

Классные руководители

В мои зрело-пенсионные годы писаку тянет на мемуары. И оказалось, ровесникам интересно это почитать, ибо, конечно, вспоминают своё детство и юность. Так что выкладываю для всех желающих. Здесь только текст, в рамках сайта, а для знакомых все украшено фотографиями тех времен.

1. Октябрята.
Справка:
Октябрята - в Советском Союзе учащиеся 7-9 лет, объединяемые в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились к вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.
Термин октябрята возник в 1923-24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.
Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.
ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:
Октябрята - будущие пионеры.
Октябрята - прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята - правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16-22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы
Общественная и вообще коллективная жизнь у меня начались со школой, был это 1963 год, школа номер 15 в подмосковном поселке Быково. Первый «Б» класс, в котором нас и принимали в октябрята.
Знаком принадлежности был значок на форму - красная звездочка, а в середине в кружке юный Ленин. И металлические бывали, и пластмассовые. Кажется, у меня были оба, какой-то сломался, и купили мне другой.
В моей старой коллекции сохранился металлический, но мой ли он, точно не помню.
Как принимали тоже не помню. В классе, наверное. А может в школьном актовом зале.
Правила - да, очень даже хорошо. Наверное, хором заучивали, когда готовились.
.
Насчет «хором» вспомнилась история тех времен. Почти по Драгунскому, помните Денискины рассказы» (очень я их любила) - «Папа у Васи силен в математике..», когда Мишка пел все время один куплет, а потом Дениска то же.... А я была участником подобной истории.
История про пограничника
Класс второй. Урок пения, на который пришла комиссия. Две тети сели на заднюю парту. Учительница выставила у доски наиболее лучших певцов, не всех, полкласса в два ряда. В то время мы разучивали патриотическую песню о пограничнике со словами «Лес дремучий снегами покрыт. На посту пограничник стоит»... дальше не помню, ибо на этом важном уроке дальше петь и не пришлось.

Чудо, конечно Интернет наших дней хранит эту песню, даже в исполнении детского хора. С удовольствием прослушала.
А вот слова


На посту пограничник стоит,
Ночь темна, и кругом тишина,
Спит советская наша страна.
Возле самой границы овраг,
Может, в чаще скрывается враг.
Но каких бы ни встретил врагов,
Дать отпор пограничник готов!
Чтоб всегда был спокоен народ,
Наша армия нас бережет.
Лес дремучий снегами покрыт,
На посту пограничник стоит...

А детдомовцы, которые учились с нами и были мастерами всяких проказ, про них попозже еще будет, переделали или принесли из недр своего детдома другие слова, где вместо пограничника был «черт с дубинкой» (а вот такого текста в Интернете не нашлось). Возможно, мы это распевали на переменах... Но в присутствии комиссии испуганно-взволнованные дети под аккомпанемент пианино затянули этого черта во второй строке:
Лес дремучий снегами покрыт,
На посту черт с дубинкой стоит

Конечно, учительница играть перестала, по классу пошел шум, она, строго, «Сначала».. Да то же самое.

Я вначале испуганно сидела за партой, а потом попала во второй состав, ибо первый хор вернули на место и вызвали других деток.
За окном было темно, как у того пограничника, потому что мы учились во вторую смену. В светлом классе сидели, вытаращив на нас глаза, мои, уже отпевшие и опозорившиеся, одноклассники. Хорошо были видны на задней парте две строгие и недовольные тети.
И мы затянули... Может, кто и пел правильно, но я, и далеко не одна, пели про черта с дубинкой.
Кажется, мы начали другую песню потом. Потому что эта так и не получилась.
Какой- либо казни я не припомню, ругали, наверное, просто.
Меня даже потом записали в школьный хор. Я гордилась, ибо петь любила и сейчас люблю. Мы ездили выступать куда- то, и спели правильно и хорошо. Из песен детства больше всех запомнилась любимая моя, героическая, отправляющая мои фантазии прямиком в мир Гражданской войны, где я и была этим командиром с перевязанной головой.

Музыка: Матвей Блантер
Слова: Михаил Голодный (Эпштейн)

Шёл отряд по берегу,
Шёл издалека,
Шёл под красным знаменем
Командир полка.

Голова обвязана,
Кровь на рукаве,
След кровавый стелется
По сырой траве.

"Хлопцы, чьи вы будете,
Кто вас в бой ведет?
Кто под красным знаменем
Раненый идет?"

"Мы сыны батрацкие,
Мы за новый мир,
Щорс идет под знаменем -
Красный командир.

В голоде и холоде
Жизнь его прошла,
Но недаром пролита
Кровь его была.

За кордон отбросили
Лютого врага,
Закалились смолоду,
Честь нам дорога".

Лихо мчится конница,
Слышен стук копыт,
Знамя Щорса красное
На ветру шумит

Это теперь можно почитать, что и Щорс - не такой и славный командир, и смерть его не та, и вообще..
А тогда - да, хочу быть Героем. Щорсом и Чапаевым, Гагариным и разведчиком Николаем Кузнецовым. Ну, на худой конец - просто партизаном (мне, живущей среди дерев, почему то очень нравилось играть в партизана).
Для нас, октябрят, выпускался всесоюзный журнал Мурзилка. Родители оформили подписку, и вот Мурзилка читался, а потом складировался в диване, вместе с взрослым юмористическим журналом «Крокодил», пачка за год перевязывалась бечевкой, лежали там десятилетие, переехали на квартиру новую.. Но все ж когда то выбросили. А вот сейчас эти Мурзилки снова выпускают в виде больших и дорогих книжек, там все журналы по годам, и моя на поколение моложе коллега покупает своему сынишке- дошкольнику.
Сейчас, конечно, легко узнать и историю зарождения этого желтенького героя в беретке, похожей на шляпку желудя. История у него давняя, как и полагается, дореволюционная и происхождение иностранное. А для нас – вот:
В следующий раз о Мурзилке вспомнили в 1924 году, когда при «Рабочей газете» создавался новый детский журнал. Кому-то из основателей вспомнилось это имя и его приняли практически единогласно. Но не помещать же на обложку домового! Поэтому Мурзилкой стал рыжий беспородный щенок, который всюду сопровождал своего хозяина – мальчика Петьку. Изменились также его друзья – теперь это были пионеры, октябрята, а также их родители. Однако просуществовал щенок не долго – скоро он исчез, да и Петька впоследствии сошел со страниц журнала.
Традиционно считается, что некое пушистое существо желтого цвета родил на свет художник Аминадав Каневский по просьбе редакции в 1937 году. Однако ещё в 50-х годах Мурзилка был маленьким человечком, носящим на голове желудёвую шляпку вместо берета. Таким он предстал и в нескольких мультиках, последний из которых – «Мурзилка на спутнике» – был создан в 1960 году. Именно этот берет и стал впоследствии непременным атрибутом Мурзилки, когда тот пожелтел и оброс.
Скоро в этом журнале стали появляться и другие герои – злая волшебница Ябеда-Корябеда, говорящая кошка Шунька, Сорока-Балаболка, Спортлендик и Божья Коровка. Все эти персонажи стали ведущими основных рубрик журнала – веселых и занимательных историй, вопросов на любознательность, спортивной странички, рассказов о природе.
На страницах «Мурзилки» печатались лучшие детские писатели: Самуил Маршак, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Борис Заходер, Агния Барто. Самым маленьким «Мурзилка» прививал любовь к учебе с помощью ярких картинок, интересно обыгранных сюжетов и задорных стишков.
В 1977 – 1983 годах. в журнале публиковалась «Детективно-загадочная история про Ябеду-Корябеду и ее 12 агентов» (автор и художник А. Семёнов) и её продолжения. Зачастую журнал брался за далеко не детские темы. Малышам, лишь недавно научившимся читать, «Мурзилка» рассказывал о покорении космоса, стройке ДнепроГЭСа, Олимпиаде-80 и даже толковала идеологию партии – «Октябрятам о коммунистах».
Вожатый.
Октябрятам в школе был положен вожатый, иногда заходящий в класс на перемене, иногда и после уроков с учительницей и что-то организующий. У нас был мальчик класса седьмого, который казался совсем взрослым. Его сестра училась с нами. Запомнилось, что однажды по весне он зачем то выпрыгнул из окна второго этажа на задний двор школы и сломал ногу. Мы переживали, его долго не было в школе. Больше других и не помню.
История про детдомовцев.
Детдом был недалеко от школы, и в первый класс пришли несколько детей. Запомнилось два мальчика - Сережа Дозоров и Сережа Долгополов. Они никакими особыми хулиганами не были, напротив - дисциплину поддерживать могли, и учительница, выходя из класса, помнится, сажала на свое место одного из Сереж, и говорила, чтобы все сидели тихо. Мальчик рассказывал нам разные, в основном страшные истории, не слыханные не только мной, но и многими домашними детьми, из серии «ехал по городу гроб на колесиках», или в «черном-черном лесу…». Помните:
В черном-черном лесу
Стоит черный-черный дом.
В этом черном-черном доме
Есть черная-черная комната.
На черном-черном столе
Там стоит черный-черный гроб,
В этом черном-черном гробу
Лежит черный- черный скелет.
Скелет кричит:
ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!
И все сидели тихо, сложив руки перед собой, и, замерев, слушали.. И даже не кричали от страха. Боялись, наверное, и учительницу, и Сережу.
А вот классе в третьем у кого-то из детдомовцев был день рождения, и они за школой выпили пузырек одеколона.
Вот, собственно, и все про них. Детдом кстати и сейчас на месте. Он с 1943 года там, и ученики его по- прежнему учатся в той школе.
Первые учительницы.
Про них немного, ибо все это фон, картинка обстановки, в которой мы общественно взрослели.
В первом классе у нас было молоденькая, безымянная в памяти моей, учительница, практикующая чуть ли не первый год. Дети быстро раскусили ее малоопытность, баловали, шумели.
Саша Чекин проглотил на уроке копейку. Заплакал- « я копеечку проглотил». Учительница испугалась, тоже чуть не заплакала, и повела его почти бегом в медкабинет. Вернулись быстро. Там сказали – ничего страшного, сама выйдет.
Это, пожалуй, самое яркое воспоминание первого класса. Вопрос «вышла ли» классом отслеживался.
Вышла.
Ну, еще, пожалуй, запомнилось растирание между пальцами канцелярского клея на уроках труда, и засовывание катышков в нос. Класс поражало сочное громкое чихание.
Читать учили по букварю. Я лично к первому классу вроде читала по слогам отдельные слова, да и многие дети тоже. Это сейчас большинство, наверное, к первому классу читает. Моя старшая дочь читала уже книги в четыре года. Правда младшая с трудом читала по слогам к шести годам (срок отправления в «нулевой» подготовительный класс)
Почему то запомнился урок чтения уже весной первого класса, текст про комбайнеров и вспахивание земли, и ощущение легкости при чтении. Наверное, до этого было сложнее.
А уж со второго класса все были записаны в школьную библиотеку, и пошли книжки, например, одна из любимых « О смелых и умелых» - о военных подвигах и трудностях.

Во втором классе нам дали многоопытную, строгую, но справедливую Анну Георгиевну. Три года начальной школы она ловко вела наш класс по пути знаний и политического сознания.
Я ее любила. Она меня видимо тоже, потому как была строга, и требовательна, мне во благо. Помнится, вторая смена, темень, переписываем диктант, точнее осознаем ошибки. Неверно написанные слова пишем строчками. «Все напишут две строчки, а ты - четыре, потому что ты хорошо учишься, вдвойне стыдно такие ошибки делать».
Перейдя в другую школу, мы с подругами-одноклассницами еще несколько раз приезжали к ней в школу, даже домой ходили, она поила чаем, расспрашивала, как поживаем, и нам это очень нравилось.

История про физкультурника
Еще у нас был памятный физкультурник, Николай Андреевич, мужчина молодой, кудрявый, в синем, как бывало тогда, спортивном костюме, со свистком на шее. Саму физкультуру описывать не буду, не о том сие, а вот истории, рассказанные им иногда на занятиях, были не менее страшные, чем про черный гроб. К чему и зачем он их рассказывал, сказать не могу. Наверное, так тоже поддерживал дисциплину. Помнится, мы сидим в зале на скамеечках, зал физкультурный был пристройкой к школе, все как положено, большие окна и скамейки по бокам. Льет ливень. Почему сидим - не помню. Но мимо нас расхаживает физкультурник и вещает о том, как работал водолазом. Любимая тема, но в особо запомнившейся истории его с другом послали искать утонувшую в реке девушку.
«Вот иду по дну мутной реки, ноги вязнут в иле, кругом водоросли, темнеет - надо мной мост, забредаю ближе к берегу и вижу, как среди осоки что-то белеет... подхожу - а это утопленница, распухшая, волосы течением развеваются...» Ну и в таком роде.
Страшно нам было, и помнится, как вчера.
====================
Я девочка достаточно тихая, пугливая, из леса вышедшая. Школа была за четыре км от дома, из них два - по улицам поселка, вдоль шоссе, или переулками, мимо частных домов, и по тропке луга болотистого, если побыстрее хочется... А два километра, уже до дома - так, по всему природному. По полю, по односторонней улочке с десятком частных домов за заборами, а с другой стороны - кусты, болотце, мелкий лесок, потом сосновые поляны и конец. Дорога упирается в насыпь железной дороги. И в этом конце, метрах в ста от рельс, наши дома. Окна комнаты в моей четвертинке дома смотрели на поляну и лесок. Окна кухни - на огород и сараи. И все время слышно - тук-тук, тук-тук – поезда и электрички. Я так с этим до семи лет жила, никаких садов детских у нас не было, родители зимой работали допоздна, с одним выходным. А с весны до осени находились в геодезических экспедициях. Бабуля по хозяйству. Я в играх на природе или в комнате. Подружек четыре всего, ну у несколько ребят постарше, мы с ними мало пересекались.
А тут школа. Много детей и взрослых. Правила поведения строгие. Директора боялись. Баловаться тоже опасались, не все конечно, но я точно. И в октябрятском звене я была лишь ответственной за поливание цветов на подоконнике, и в первом пионерском отряде не выделялась, выше и не стремилась, ни о какой общественной карьере и не мечтала.
История про кружок рисования.
В третьем классе я, уже приноровившаяся к школе, осмелевшая, изучившая все пути дороги, стала ходить в близлежащий Дом пионеров, в кружок рисования. Рисовать мне нравилось, и учитель был тихий добрый пожилой мужчина, кажется Николай Александрович. Ходили рисовать одни девочки, и он любил, прохаживаясь между мольбертами, поглаживать нас по голове, спинам. Иногда приговаривал: «Как я вас всех люблю. Вот пригласил бы к себе домой, в ванночке выкупал...»
Странно, скажете? А мы дети были простые, ничего не понимали, да он действий никаких и не предпринимал более.
Но история эта имела продолжение. Переехав жить и учиться в соседний поселок, классе уже в седьмом я встретила его на местном рынке. Он обрадовался, сказал, что работает теперь в нашем доме пионеров, пригласил в кружок снова. И я пошла. Ходила почти два года, с удовольствием рисовала даже маслом, никаких непристойностей от него не слыхала. Но, будучи уже при пионерской должности, и бывая в этом Доме пионеров по всяким делам, услыхала как то, что он когда-то работал в школе и был уволен за приставание к маленьким девочкам.
Меж тем подошло время вступать в пионеры
2.Пионеры
Справка:
Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Формально Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах при наличии не менее 3 пионеров. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды, объединяющие не менее 3 пионеров. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья.. Фактически, же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины - учеников одной школы.
В целом структура выглядела так:
Звено - 5-10 пионеров, руководитель - звеньевой пионер.
Отряд - 30-40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда и его флаговой - пионер, избранный отрядом.
Дружина - пионерская организация школы, 300-400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец, а его флаговой - пионер, избранный дружиной.
Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации - заведующий отделом райкома или третий секретарь районного комитета ВЛКСМ.
Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации - заведующий отделом обкома или третий секретарь обкома ВЛКСМ.
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - объединяла все пионерские организации СССР, возглавлял организацию Центральный Совет во главе с секретарём ЦК
Пионерские мероприятия
Дворец пионеров. Существовали в каждом городе, после роспуска 1991, перепрофилированы в Дома детского и юношеского творчества
Поскольку пионерское движение формировалось выходцами из скаутизма, то по изначальной идее пионерская жизнь должна была напоминать скаутскую, с лекциями у костра, разучиванием песен, играми и т. п. Однако по мере формализации пионерского движения и слияния его со школой, формальный характер приобретала и пионерская жизнь, часто сводившаяся к набору мероприятий «для галочки». В основном это были смотры (особенно популярны были «смотры строя и песни» со строевой муштрой), концерты, спортивные соревнования, более редко походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».
В целом пионерская практика сводилась к следующему:
Сбор макулатуры
Сбор металлолома
Смотр строя и песни
Помощь пенсионерам (тимуровское движение)
Военно-спортивная «Зарница»
Всесоюзные соревнования дворовых команд по футболу «Кожаный мяч»
Всесоюзные соревнования дворовых команд по хоккею с шайбой «Золотая шайба»
Командная игра с мячом Пионербол (упрощенный вариант волейбола)
Командная игра с мячом «Снайпер» (сходна с игрой «Вышибалы»)
Юные помощники инспекторов дорожного движения (движение «ЮИД»)
Юношеские добровольные пожарные дружины (движение «ЮДПД»)
«Голубой патруль» (охрана водных ресурсов) и «Зеленый патруль» (охрана лесов)
Юные натуралисты
Занятия в спортивных кружках и секциях
Порядок приёма в пионерскую организацию
В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально прием осуществлялся на добровольной основе. Приём производился индивидуально, открытым голосованием на сборе пионерского отряда или дружины (если она не делилась на отряды), действовавших в общеобразовательной школе и школе-интернате. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал ему красный пионерский галстук и пионерский значок. Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину. Отличников и хорошистов принимали на ноябрьские праздники[, а всех остальных на 22 апреля.
Торжественное обещание пионера
«Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».[ Примечание. До 1986 г. было: «…горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять законы пионеров Советского Союза».
===================

Клятву же произносят один раз, при вступлении. А запомнилась на всю жизнь вот.

Принимали нас, как многих московских и подмосковных детей, в музее В.И.Ленина. Приехали на электричке, с учителями, родителями и вожатыми, и в одном из залов построились. Клялись может и хором, не очень и помнится, и нам повязывали красный галстук. Может и значок прикрепляли, не помню.
Почему- то нет фото, хотя у некоторых ровесников, уже взрослых людей, собираясь на даты окончания школы, я видела такие фото - и в музее, и на Красной площади.

Потом была экскурсия по музею, а потом нас повели в Мавзолей, посмотреть на дедушку Ленина. Спускаясь в полумраке по ступеням вниз, я споткнулась, чуть не упала, наделала небольшого шума, но стоящий рядом солдат и ухом не повел, и глазом не моргнул.
К дедушке Ленину я воспылала преданностью на долгие годы. Потом, по мере остывания политического накала - необъяснимой жалостью к лежащему неупокоенному телу. До проклятий и ненависти дело так и не дошло. Мавзолей я посещала еще несколько раз в те давние времена, водила туда заехавших периферийных родственников и знакомых. И несколько раз видела яркие сны об «оживающем» там Ленине, который то шевелил рукой, а то и показывал фигу.
Принимали нас весной, видимо ко дню рождения вождя, домой от школы я с одноклассницами и новоиспеченными пионерками возвращалась, расстегнув на полпути пальто, чтобы было видно красный галстук. Правда, мне кажется, на этом полпути никто нам и не встретился.
Зато дома теперь у бабушки, пожилой, неграмотной и не состоящей ни в чем никогда женщины, появилась фраза для моего усовестливания при различных жизненных нарушениях «Как тебе не стыдно, ты же пионерка» (в дальнейшем в фразе менялись только названия общественных ступеней, цель была той же - устыдить).
Пионерскую активность мы развили не только в школе, но и во дворе проживания, чудесном зеленом большом дворе, окруженном деревянными домишками.
Я придумала отряд для добрых дел –«Отряд красной гвоздики» - ОКГ. Я придумала его ночью, а утром вышла во двор и объявила всей небольшой компании девчонок, что теперь у нас будет свой отряд, как Тимур и его команда, по книге Гайдара. И мы по очереди выбирали командира и придумывали добрые дела. В подвале одного, самого большого дома устроили штаб. Проникали туда через узкий лаз на уровне земли, и, поскольку там было совершенно темно, соорудили самодельный фитиль из скраденного керосина в баночке, и опущенной в него тряпочки. За керосином, кстати, ну чужую террасу лазила я. Нарисовали и как-то привесили к кирпичам фундамента карту окрестных улиц, и раз в день лазили в штаб на четвереньках на сбор и разработку планов. Правда, самая младшая подруга, вылезая оттуда, была замечена взрослыми, и на вопрос, что же мы там в темноте ползаем, сказала, что там горит керосиновый фитиль. Отряд был обруган и изгнан.
Мы встречали идущих с электрички родителей после работы, и помогали им нести сумки. Мы раздобыли в большом общественном гараже металлические палки с крюками на конце, так похожие на тяпки, и под покровом вечера окучивали картошку соседской одинокой бабке Крахиной (так мы ее звали). Правда, бабка на утро ругалась. Может что-то было не так окучили, или не вовремя, но доброе дело было сделано.
А наши концерты? Старательные советские дети разучивали патриотические песни и стихи, танцевали матросский танец «Яблочко», ставили сценки из «Денискиных рассказов» - « Вы украли план секретного аэродрома? Нет, я не крал план….».
Я долго под пластинку учила песню «Ушло тепло с полей, и стаю журавлей….» - очень такая печальная песня про «…а Родина милей», а пока учила, плакала от умиления и любви к Родине.
В единственный выходной наших взрослых мы собирали всех на полянке.
Взрослые упирались, особо которые не родители. Дел у всех накапливалось, идти им не очень хотелось, мы плакали, родители наши уговаривали взрослых, и, наконец, женская часть населения двора, со своими стульями-табуретами рассаживалась на полянке.
Начинался концерт. Выступали мы по очереди, из-за сооруженного из веревки и выпрошенного старого покрывала, занавеса.. Интереснейшее занятие - и подготовка, и сам концерт. Все потом были довольны.

В новой школе 1968-1971

И вот произошел тот самый переезд на новое место жительства, круто изменивший мою общественную жизнь.
В пятый класс мы пришли втроем с девочками, с которыми вместе росли и учились раньше. А класс в основном учился вместе уже четыре года. На собрании стали выбирать председателя совета отряда. Никто не рвался, и тогда моя подруга (до сих пор не знаю, чего это ей приспичило) встала и сказала- « Я предлагаю Свету, она хорошо учится и..», ну что-то еще может сказала наверное как добросовестно и активно участвовала в пионерской жизни (видимо цветы я поливала вовремя). Класс с облегчением проголосовал единогласно, и началась моя новая жизнь. Робкая, дисциплинированная, безотказная и достаточно политизированная девочка, верящая во все предложенные нам ценности и идеалы, стала старательным, а потом и активным председателем совета своего отряда.
Естественно, я вошла и в совет дружины, начались собрания-заседания в пионерской комнате, разные дела и мероприятия. Намечали планы, прорабатывали двоечников и баловников как внутри отряда, так и на совете дружины.
Маленькая комнатка на втором этаже школы. Три стола буквой Т, по углам возле окна, Пионерское знамя, горн, барабан. А в углу у двери притулился еще и стол зауча.
Дел хватало, жизнь кипела.

Ну, конечно, одни из массовых и интересных занятий - сборы металлолома и макулатуры. Школа была окружена с трех сторон бетонным забором, на одной боковой длинной стене (за школой еще был и сад), через равные промежутки мелом были написаны номера классов- 5А, 5Б... Под ними и складывался металлолом, собираемый по всему поселку. Здорово же было расходиться в разные стороны, кучками, с товарищами, и найти где-нибудь панцирную сетку от кровати, куски труб, старые кастрюли. Да мало ли чего валялось по кустам и помойкам. Потом приезжала машина, эти кучи как- то взвешивались и определялся лучший отряд.
Макулатуру копили дома, собирали по соседям, перевязывали бечевкой и тоже волокли в школу.

Массовым мероприятием был и регулярные смотры строя и песни. В начале - общая линейка, вынос знамени пионерской дружины, с горнистом и барабанщиком. Каждый отряд маршировал, распевая что-то патриотическое, по школьному залу, потом определялся лучший.

Неизменный выпуск стенгазет к различным датам – Дню учителя, Новому году, на 23 февраля и 8 Марта.
Я любила выпускать стенгазеты. На Новый год неизменно писалось большими буквами «С НОВЫМ ГОДОМ», надпись мазалась канцелярским клеем, и посыпалась набитыми на мелкие кусочки старыми новогодними игрушками. В нижнем правом углу номер класса.
Еще со времен начальной школы тянулась история рисования мною профиля Ленина.
Дело было так.
Совершенно сама по себе, дома, классе вот в четвертом, я села дома за наш круглый стол, положила перед собой марку с вождем, точнее с его головой, и перерисовала с нескольких попыток весьма похоже, только чуть крупнее.
Потом показала руководителю кружка по рисованию. Он не поверил сначала, прикладывал рисунок к марке, смотрел на свет, думая, что я как то перевела, но рисунок был чуть покрупнее... потом пришел в восторг, даже как то маме моей нахвалил, мама рисунок взяла, в восковочку обернула и долго хранила. Потом он все ж потерялся.
Сейчас я долго пересматривала марки в Интернете, нашла очень похожую, и год подходящий, и воспоминания оживились.

Тот удачный разок я затвердила еще, и еще, и классу к седьмому вполне могла изобразить профиль вождя в уголке газеты.
Сложность была в том, что не всем такое священнодействие дозволялось. Неча искажать светлые черты. Мои рисунки долго разглядывали учителя, завуч, но все же разрешили.
Горки Ленинские
В шестом классе, когда проводился практически традиционный апрельский конкурс стенгазет ко дню рождения вождя, выяснилось, что у одной девочки родственники живут прямо таки в Горках Ленинских, в мемориальном комплексе, месте последнего проживания и смерти дедушки Ленина (да, дедушке было всего пятьдесят четыре).
Родилась идея - поехать туда, посмотреть-послушать, записать-сфотографировать и потом этот материал - в газету.
Собралось нас человека четыре, я, девочка, чья родня, ну и пара примкнувших.
Я захватила фотоаппарат, к тому времени уже управлялась отданным отцом зеркальным фотоаппаратом Зенит-С, естественно, еще пленочным. Проявлять и печатать я тоже умела, и очень это дело любила.
Поехать решили с утра. Дома, во избежание запрета, я говорить не стала. Вроде сказала, что после уроков задержусь по делам пионерским. Оценить время мы не могли, Интернета, как и телефонов сотовых не было.
Завучу в школе мы сказали, что едем с чьей-то мамой, и нас отпустили с уроков.
Электричкой, метро добрались до Павелецкого вокзала, потом на электричке, наверное, до Ленинской, помпезной, красивущей. От платформы шли пешком, подруга провела нас в дом к родне, и дальше все было хорошо. Напоили чаем, показали теплицы, в которых кто-то из родни работал, повели в сам музей-квартиру Ленина в Горках, даже экскурсовода дали. В будний весенний день народа, т.е. экскурсий там было мало, чуть подождали, и нас поводили везде, я всё сфотографировала, записывала в блокнот рассказы... прямо как настоящие журналисты.
Меж тем смеркалось.
Обратно ехали через Герасимовку, потому что запомнилась деревянная платформа в сумерках, вроде поле рядом.
В волнении, и страхе даже, добирались до дома.
Конечно, родители уже всполошились, сходили в школу, все раскрылось. Конечно, наругали.
Но такой газеты больше ни у какого отряда не было.
Галя
Возглавляла все школьное пионерское движение Старшая пионервожатая. Откуда они брались? Потом я выяснила, что например, одна моя одноклассница, после школы поступив в вечерний педагогический институт, днем работала как раз в родной школе на этой должности.
Нашу звали Галя. В пятом классе я робела, в шестом меньше, в седьмом иногда даже заменяла ее при болезни на планерках в Доме пионеров. Был у нас в поселке такой деревянный двухэтажный домишко, как раз туда же я и ходила рисовать. Там пионерами управляла уже женщина средних лет, Рада Михайловна.
Галя мне нравилась, заниматься пионерией под ее руководством было приятно. Как- то она надолго приболела, и мы ходили ее проведывать домой, в маленький деревянный домик неподалеку. Там она давала мне всякие задания, я записывала, и была, наверное, горда возложенной ответственностью за всю пионерию школы. Потом у Гали появился молодой человек. Леша, кажется.. Конечно, мы, активисты, это меж собой обсуждали. Леша заходил в школу, они болтали у окошка холла, а как- то они закрылись в пионерской комнате во время перемены, и я стояла на страже, тоже весьма гордая собой, и не пускала рвущихся незнамо-зачем пионеров. Я думала: наверное, они там целуются.
Через полвека я иногда встречаю Галю в нашем поселке, иногда в одной электричке возвращаемся с работы, но она меня не узнает, а подойти.. не знаю, как то не решаюсь.

КИД
В нашей школе, а может и во всех, был организован Клуб Интернациональной Дружбы. Куда писали дети соцстран сначала - сказать не могу, может на главный Дворец Пионеров, письма растекались по городам и весям, добирались и до нашей школы., может по линии пионерии, может по лини РОНО и учителей. Кажется наша, в то время молодая, и вот только сошедшая с поста учительница-«немка» Анна Давыдовна что-то там возглавляла. В общем, мне была выдана пачка писем для раздачи своему отряду. Отряд упирался, и остаток конечно достался мне. Девочка из Братиславы Люба Квасничкова, мальчик Янек из Варшавы, кто то еще был. Они писали на русском, ибо все там его учили. Они тоже, под руководством, наверное, хотели дружить и переписываться. С мальчиком через несколько писем все заглохло, а вот с Любой переписка продолжалась довольно долго. О чем писали- о школьной жизни. прочитанных книгах, кино.. В то время, скажем, по телевидению шел советско- польский фильм замечательный фильм «Четыре танкиста и собака», шел во всех странах содружества, можно было поговорить о нем, обменяться открытками, вырезками из газет.
Вот об этом замечательном фильме:
«Четы;ре танки;ста и соба;ка» (польск. Czterej pancerni i pies) - польский чёрно-белый телевизионный сериал, снятый по одноимённой повести Януша Пшимановского. Сериал относится к военно-приключенческому жанру и повествует о боевых буднях экипажа танка «Рыжий» и пса по кличке Шарик во время Второй мировой войны.
Выпуск сериала состоялся в 20:00 (по польскому времени) 9 мая 1966 года. Сериал состоит из трёх сезонов, которые были сняты и показаны по польскому телевидению в 1966, 1969 и 1970 годах. Полностью сериал, рассчитанный на детскую и молодёжную аудиторию, ежегодно демонстрировался в Польше вплоть до 1989 года.
В СССР сериал был впервые показан 25 сентября 1968 года.
Во время показа в Польше сериал имел грандиозный успех. Без преувеличения можно говорить о том, что на нём выросло и было воспитано целое поколение польской молодёжи: по мотивам сериала в школах проводились уроки, в театрах ставились спектакли, организовывались так называемые Клубы танкистов.
Не меньшую популярность сериал приобрёл в СССР под названием «Четыре танкиста и собака», в ГДР под названием «Vier Panzerfahrer und ein Hund», а также в других странах советского блока.

Люба из Словакии, в то время республики в ЧССР.. У Любы был папа - Ян Квасничка, какая-то партийная величина. Иногда он приезжал в Москву, и привозил мне, да и моей семье посылочку. Созванивался с моей мамой, работающей в Москве, недалеко от ГУМА, там, у фонтана и встречались, мама тоже доставала коробочку конфет, еще что-нибудь в ответ.
С Любой мы переписывались до окончания школы, еще и в институтах, потом конечно, как-то все заглохло.
Но один раз мы виделись лично. Мы уже учились в институтах, и Люба с туристической группой приехала к нам, причем не в Москву, ее посещали проездом, кажется, были в Ленинграде, точно, потому что договорилась она, я ее встретила на Ленинградском вокзале и повезла к себе домой, на электричке. Мы проезжали, помню, Люберцы, там завод вдоль железной дороги, почти закрывшийся в ту пору, со старыми, наверное дореволюционными корпусами полуразрушенными. Она изумленно спросила – это с войны разрушено?. Ага - охотно подтвердила я. Привела к себе домой, бабушка накормила нас, посидели в моей комнате, потом прогулялись по парку, и поехали назад, «сдала» ее возле ВДНХ. Теперь думаю - может ей интереснее было бы Москву посмотреть, но повидаться она сама захотела.

Зарница
Военно-патриотическая игра «Зарница» проводилась тоже во всех школах, и между школами. Одно из ярких воспоминаний моей пионерии. Особая радость была в том, что военные фантазии и игры преследовали меня с детства. И в классе седьмом, восьмом, я еще продолжала иногда покупать пистолеты в магазине игрушек, металлические, похожие на настоящие, одни где-то к кладовке лежит до сих пор.
А тут - межшкольная Зарница, зимой. В этот день были сокращенные уроки, все пришли уже в «боевой» форме, чтобы воевать в зимнем лесу на краю поселка. А мне, как председателю совета дружины (это было классе в восьмом уже) и соответственно главнокомандующему школьной армией, положено было придти в военной рубашке, при погонах. За этим пришлось ехать в Москву, в знаменитый Военторг напротив метро Арбатская, этот магазин пригодился и потом, когда в институте была военная кафедра, в нем приобретались зеленые рубашки.
Брюки, рубашка, погоны (уж не помню, что там было со звездочками), прихваченный в сумку для собственной радости пистолет – совершенно замечательно я себя чувствовала. Строем, отрядами прошлись по поселку до зимнего леса, заняли свою позицию. Мне пришлось отсиживаться в штабе, принимать донесения разведчиков, выдавать команды.. Был штурм крепости, захват знамени. Конечно, игрой кто-то руководил, не помню особо ни цели, ни кто победил.

Пост номер....
Был в стране пост номер один - у Мавзолея Ленина.
А пионеры занимали пост или у Вечного огня на 9 мая, или у памятника Ленину, в день его рождения. У нас в поселке такой памятник стоял возле завода, рядом с Домом культуры. Около памятника были клумбы, елочки посажены голубые, за спиной вождя на стене-фотографии передовиков производства.
Нашей школе было доверено постоять на посту у памятника часа два, кажется. Штаб «постовых» был в ДК, оттуда по два пионера с разводящим торжественно вышагивали до памятника, меняли караул и шагали обратно. Стоять нужно было, как положено - замерев, руки по швам, минут двадцать, думаю. Мимо шли люди, никто не удивлялся, а лично у меня на душе было чувства гордости и ответственности. Я и сама постояла, и разводами руководила.

Тем временем выросли мы до новой ступени.

«Пионеры должны помнить, что младшие братья и сестры – их смена»,- так говорила Н.К. Крупская. А смена эта – октябрята! Первые группы октябрят были созданы летом 1923 г. при отрядах пионеров Москвы. Большинство октябрят, по возрасту были ровесниками Великой Октябрьской социалистической революции, отсюда такое название. В августе 1924 г. эти группы были официально признаны как подготовительные при пионерской организации.

В 1930-40-е годы число октябрят увеличивалось медленно, их законы и символика часто ещё сливались с пионерскими. Например, первый марш октябрят, написанный в начале 1920-х, начинался так:

Мы идём с веселым маршем,
Дети сёл и городов
На подмогу братьям старшим
Пионер всегда готов!
Эй, отряд октябрят,
Вздваивай колонны!
Стройно в ряд!
На парад.
Поднимай знамёна.

А в букваре 1936 года, по которому учились читать в начальной школе, приводится следующий стишок:

Мы весёлые ребята.
Наше имя октябрята.
Нам не надо лишних слов.
Будь готов! Всегда готов!

Работу с октябрятами строили на основе разработанных для них правил, они участвовали во всех государственных кампаниях, в которых принимали участие пионеры, только выполняли посильную для своего возраста работу – собирали вторсырье, помогали ухаживать за животными, учились шить, мастерить и пр. Все как у взрослых – собрания, обсуждения, обязанности. Вот именно эти обязанности и делали их взрослее и ответственнее. Даже существовали Правила Октябрят. И были они легки, просты и понятны. А главное – их соблюдали октябрята не для «обязаловки», а с гордостью:

Октябрята – будущие пионеры. Октябрята – прилежные ребята, любят школу, уважают старших. Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут. Октябрята – правдивые и смелые, ловкие и умелые. Октябрята - дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Какая же это была радость и гордость, когда тебя, вчерашнего «просто первоклашку» торжественно, на глазах у всей школы, принимали в октябрята! И вот ты уже не просто первоклассник, а октябренок, и, самое главное – теперь у тебя на груди ЗНАЧОК – красная звезда с портретом маленького Володи Ульянова, будущего Вождя мирового пролетариата - Владимира Ильича Ленина. Подобно тому, как комсомол руководил деятельностью пионерской организации, за октябрят отвечали юные ленинцы – пионерские дружины и отряды, они создавали октябрятские группы и организовывали их работу. Один из их законов напрямую говорил: «Пионер – товарищ и вожак октябрят».

В современной России, после развала СССР, октябрятское, пионерское и комсомольское движения перестали существовать на государственном уровне. А ведь именно они делали нас дружнее, сплоченней, делали нас коллективом. Сейчас много говорят, о том, что это подавляло на личность ребенка, лишало его индивидуальности. Ерунда! Только в коллективе может проявиться настоящая личность, без чувства ответственности развитие полноценной личности невозможно.

Коммунистическая партия Российской Федерации продолжает идеологическую работу с молодежью. Ежегодно на Красной Площади столицы нашей Родины в ряды пионеров принимают тысячи школьников из Москвы, Подмосковья и других городов нашей необъятной России. Подмосковье является лидером по приему ребят в пионеры. Но сейчас речь идет о пионерской смене – октябрятах.

5 мая в средней общеобразовательной школе подмосковного Фрязино три начальных класса мальчишек и девчонок дали торжественную клятву октябрят, с радостью пополнив ряды пионерской смены. Торжественная линейка, посвященная этому значимому не только для младших школьников, но и их родителей, событию прошла в актовом зале школы. Главным организатором этого события является Первый секретарь Фрязинского ГК КПРФ В.Н. Сергеева. На торжественном мероприятии присутствовали депутат Московской областной Думы В.Б. Мельников, депутат Совета депутатов городского округа Фрязино Е.В. Романова, основатель пионерского движения в городе Фрязино Ю.И. Молдованов, пионервожатая общеобразовательной школы №4 Т.В. Кораблева, представители поколения «Дети войны», почетные жители города. Праздничная линейка состоялась в канун 72-й годовщины Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне и в год 100-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Первоклашки и старшие школьники поздравили всех присутствующих с этой знаменательной датой и дали праздничный концерт, на котором они пели песни, читали стихи, танцевали. Равнодушным не остался никто.

Валентина Николаевна Сергеева рассказала пресс-службе Московского областного отделения КПРФ о большой работе с подрастающим поколением:

В прошлом году Фрязинский ГК КПРФ впервые принял в ряды октябрят порядка 70-ти младших школьников. Считаю, что октябрятское движение нужно восстанавливать и развивать. Октябрята – подготовительный этап к приему в пионеры. Это неразрывная связь: октябрята, пионеры, комсомольцы - система не только образования, но и воспитания, которая была в Советском Союзе. Сейчас наша партийная организация пытается возродить эти движения. Жизнь показала, что родители школьников не возражают тому, чтобы их дети стали октябрятами, какими были когда-то они сами. Самое главное, что дети с удовольствием хотят пополнить ряды октябрят. Для того, чтобы они понимали, что же это за детская общественная организация, мы, взрослые, объясняем им, что октябрята – это младшие товарищи пионеров, их помощники в добрых делах. Сейчас в канун 72-й годовщины Великой Победы Советского народа над фашистской Германией, наши пионеры и октябрята участвуют в реализации программы помощи ветеранам Великой Отечественной войны, особенно одиноким ветеранам, у которых нет родственников. Дети с удовольствием помогают им по дому, приносят подарки. Помимо организаторов этой помощи ветеранам, в ней участвуют и родители октябрят и пионеров. Спонсорская помощь здесь минимальна. Каждая семья передает от себя одиноким ветеранам продукты и подарки.

Конечно, очень хочется, чтобы движение октябрята-пионеры-комсомольцы было системным. Самой главной задачей октябрятского движения и пионерской организации – это воспитание чувства товарищества. Проблема современной молодежи в разобщенности, нет коллективов. Отучились день в школе, ушли по домам. В России до сих пор не придумали альтернативы этим движениям.

Депутат Московской областной Думы, фракция КПРФ Василий Борисович Мельников поделился с нами радостными воспоминаниями из октябрятского детства:

Когда я был октябренком, мне особенно запомнилась октябрятская звездочка, которую мы с гордостью носили, наша дружба, товарищество. А особенно поручение, которое мне тогда в классе обозначили: проверять, чтобы у одноклассников не были грязными руки, шеи, уши, одежда. Я с этим тщательно боролся. Октябрятскому движению сейчас уже 93 года. И, когда началась Великая Отечественная война, те первые октябрята, повзрослев, пошли на фронт, защищали нашу Родину, многие не вернулись с войны. А нынешним октябрятам я хочу пожелать, хорошей учебы, чтобы они любили свою Родину, помогали друг другу и старшим, росли верными друзьями и товарищами.

Директор школы Елена Александровна Ильичева обратилась ко всем присутствующим, обозначив, что сегодняшнее мероприятие проходит в канун дня Победы и пожелала вступающим в октябрята младшим школьникам успехов в учебе:

Мне очень приятно сегодня в нашей школе принимать в октябрята три младших класса учеников. 1 сентября нашему учебному заведению исполняется 50 лет. Хочу пожелать младшим ребятам хорошо учиться, быть примерными, уважать старших.

Депутат Фрязинского Совета депутатов Елена Владимировна Романова пожелала маленьким октябрятам, чтобы этот день им запомнился на всю жизнь, чтобы они с гордостью носили это звание, были послушными и хорошими учениками.

Октябрятская звездочка, пионерский галстук, знак комсомольца – для многих - это счастливое советское детство. Оно было не омраченным, добрым, дружным и счастливым. Мы были уверены в завтрашнем дне, в том, что друг в беде не бросит, стимулом и примером были пионеры-герои, великие стройки, космос… Хочется, чтобы с возрождением октябрятского и пионерского движений, комсомола все хорошее из Советского прошлого перешло и к нынешнему молодому поколению. В добрый путь!

Значок октябрёнка (фото): как был создан, кому давали, сколько стоит сегодня

В эпоху Советского Союза было много значимых и с виду простых вещей, которыми гордились люди того времени. Много атрибутов было в стране, которые помогали в воспитании молодежи с самого раннего возраста. Каждому гражданину они близки и дороги и в настоящее время. Руководство Советского Союза внедряло поэтапное развитие сознания советского человека. Садик, начальная школа, вступление в ряды октябрят, пионеров, затем в комсомол и т.д.

Самым первым наградным атрибутом для малышей был значок октябренка. Его носили на школьной форме. Красная звездочка с желтыми краями извещала о том, что данный малыш имеет причастность к Коммунистической партии. Этот значок давали за отличное поведение и хорошую успеваемость.

С тех пор прошло много времени, но многие несут в сердце этот значок и берегут его, как воспоминание о тех временах. Благодаря таким предметам образы из нашего детства долго и ярко живут в нас. Опытные эксперты могут проконсультировать по вопросам цены, по которой можно приобрести значок октябренка.

Предыстория

Как и у многих вещей, у значка есть своя жизнь. Белокурый мальчик, изображённый на значке,- это Владимир Ильич Ленин в семилетнем возрасте. Это трудно представить, но у вождя советского пролетариата была в раннем возрасте светлая и пышная прическа с кудряшками.

Фотографироваться частенько Ульяновы ходили в фотомастерскую к Закржевской в Симбирске (ныне город Ульяновск). В один из таких моментов был сделан хороший кадр будущего вождя с сестрой. Это было подмечено художником Иваном Кирилловичем Пархоменко, который написал портрет молодого Владимира Ульянова-Ленина.

В годы становления советской власти в школах создавались отряды.

Термин октябрята возник в 1923-1924 годах, когда в Москве стали создавать первые группы детей, в которые принимались ребята - ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.

Каждый отряд состоял из пяти школьников - по числу лучей пятиконечной звезды. Затем отряды стали формировать проще: каждый отдельный школьный класс — это отряд. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из «должностей»: командир «звёздочки», цветовод, санитар, библиотекарь, политинформатор или физкультурник. В некоторых школах, командир «звёздочки» по требованию учителей нашивал на рукав кителя нашивку (командир отряда - 2 нашивки).

Высокое звание октябрёнка стимулировало младших школьников в СССР прилежно учиться, любить школу, уважать старших, вырабатывать у себя ответственность и трудолюбие.

В те же году и был разработан и выпущен значок октябрёнка.

И этот октябрятский значок и стал символом октябрят.

Педагоги обязывали носить пятиконечную звезду, а также изучить и знать единые правила для октябрят. В правилах были прописаны призывы к хорошей учебе и дисциплине, уважению взрослых, к труду и патриотизму. Каждый школьник хотел стать октябренком, затем пионером и комсомольцем.

Стать членом коммунистической партии могли не все. Но комсомольцем быть хотели практически все юноши и девушки. Практиковался требовательный отбор. Поэтому молодежь стремилась показать высокие результаты не только в учебе, а и в физической подготовке, а также в других направлениях.

В Советском союзе было изготовлено много красно-желтых значков для октрябрят. Поэтому их сохранилось и дошло до сегодняшних дней большое число.

Купить и продать значок октябренка можно в антикварных магазинах или в интернет – магазинах, а также на интернет-досках объявлений. Специалисты рекомендуют приобретать или продавать значки на специальных сайтах, которые осуществляют продажу в режиме реального времени. Там можно узнать цену на предметы, которые могут представлять ценность.

Цена пятиконечной звездочки зависит от таких факторов, как: год изготовления, повреждений, материал и др.

Перед реализацией необходимо определится с ценой за вещь. Для этого можно использовать каталог или прибегнуть к услугам эксперта.

Цена за вещь будет высокой, если она имеет идеальную форму и не имеет повреждений. На практике исторические предметы хранят в шкатулках, чтобы лучше поддержать первоначальную форму и блеск. В настоящее время ценятся дорого атрибуты, произведенные вначале 20 века.

В среднем, цены на обычные значки для октябрят в хорошем состоянии начинаются от 25 рублей и выше.

Существенно дороже стоит оригинальный членский значок октябрёнка, выполненный из пластика. Цены на него начинаются от нескольких сотен рублей и заканчиваются несколькими тысячами долларов или евро: если знак оригинальный и в комплекте имеет удостоверение владельца данного наградного знака.

Для оценки любого предмета вам могут помочь эксперты по антиквариату. Они расскажут историю создания этого предмета и озвучат реальную стоимость на данный момент.

Обращайтесь к нам для экспертизы монет и антиквариата, старинных предметов и объектов историко-культурного наследия (в том числе зданий и их фрагментов, сооружений, инженерных конструкций: колодцев, пристаней). По итогам составляется экспертное заключение с оценкой (материального и культурного значения предмета).

Помог материал? Помоги и ты: поддержи развитие проекта 🌟СТАРКА🌟 Общероссийская Этнографо-Археологическая Экспедиция!