Выделение помещений для общественных организаций. Московские нко получат новые помещения от городских властей

Департамент труда и социальной защиты предоставляет 50 помещений для некоммерческих организаций. Помещения распределят на конкурсной основе. Занять новые площади НКО смогут в декабре 2019-го и в течение 2020 года.

Какие организации смогут претендовать на бесплатные офисы и в каких пространствах нуждаются сегодня НКО, обсуждали в столичном центре «Моя карьера» представители департамента и некоммерческого сектора.

«Мы хотим создать такие условия, которые помогут нам и вам быть более полезными людям, нуждающимся в помощи, — говорит Александра Александрова , первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. — У нас есть 50 свободных помещений, принадлежащих департаменту. И мы решили отдать их НКО, потому что все равно мы все занимаемся общим делом — социальной помощью жителям столицы. НКО — наши партнеры. Поэтому мы хотели бы передать пустующие пространства на взаимовыгодных условиях».

По словам Александровой, каждое помещение нуждается в ремонте. До конца 2019 года планируется сдать 20 объектов. Чтобы к завершению ремонта было понятно, кто займет тот или иной офис, власти заранее хотят провести конкурс среди некоммерческих организаций.

Объекты площадью от 55 до 362 квадратных метров расположены в девяти округах Москвы. В каждом офисе будет охранная и пожарная сигнализация, доступ в интернет, кондиционер и офисная мебель. Оформлять пространство организации смогут по собственному желанию.

«Одна из самых важных потребностей для НКО — это офисы, — подчеркивает Елена Тополева , директор АСИ. — Здорово, что сейчас власти советуются с некоммерческим сектором, предлагают им самим подумать и обсудить устройство и оборудование этих помещений, каким НКО и на каких условиях предоставлять площади».

Конкурсный отбор

Условия конкурса пока на стадии разработки. Когда начнется прием заявок, тоже еще неизвестно. Но очевидно, что на помещения смогут претендовать уже зарекомендовавшие себя организации, действующие более трех лет, финансово устойчивые и с прозрачной отчетностью.

Елена Альшанская , президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам», считает, что помещения нужно давать под деятельность организаций, а не под проект.


Фото: Елена Алмазова

«Важно создавать пространство под потребности НКО и тех, ради кого работает конкретная организация, — говорит Альшанская. — Город тоже заинтересован в том, чтобы увеличилось количество предоставляемых социальных услуг, росли объемы помощи населению. Поэтому лучше не сосредотачиваться на офисах, а давать помещения для работы с людьми».

Однако в вопросе, давать ли строго одной организации одно помещение или все-таки можно разделить пространства между несколькими претендентами, мнения участников дискуссии разделились. Например, центры, работающие с детьми, готовы объединяться с волонтерами и молодежными организациями.

«Нужно дать возможность организациям предоставлять комплексную заявку. Если они договорились о конкретной общей деятельности и понимают, как будут использовать эти помещения, то, на мой взгляд, это большой плюс. Таким образом помещения точно не будут простаивать», — уверен Юрий Белановский , руководитель добровольческого движения «Даниловцы».

Организации, предоставляющие психологическую помощь населению или услуги реабилитации, хотели бы получить отдельное помещение.

«Одно помещение — одна организация, — говорит Леонид Тарасов , директор Центра социокультурной анимации «Одухотворение». — Это удобно с точки зрения ведения хозяйственной деятельности. Также своя атмосфера должна быть создана, особенно если есть благополучатели с инвалидностью. В этом случае и пространство подстраивают под особенности людей». Участники обсуждения отметили, что все помещения, предоставляемые НКО, должны быть оборудованы пандусами для доступа людей с инвалидностью.

«Контракт должен быть заключен на три года с возможностью пролонгации по результатам оценки работы организации. Помещение не должно простаивать. Тип деятельности, который был указан в заявке, должен соответствовать действительности. Если не совпадает, то с такой организацией могут расторгнуть контракт», — полагает Елена Альшанская.

Также эксперт считает, что под коммерческую деятельность давать помещения бесплатно нельзя. Исключения могут быть сделаны для организаций — поставщиков социальных услуг.

Обсуждая, кто будет оплачивать уборку помещений, охрану и обслуживание (город или НКО), участники встречи пришли к выводу, что это нужно подробно расписать в условиях контракта.

В завершение дискуссии Юрий Белановский предложил московским властям посодействовать в создании наружных вывесок для организаций, чтобы люди знали, куда можно обратиться за помощью.

Да, может, для коммерческой организации – арендатора такой договор аренды не несет каких-либо рисков.

Однако некоммерческая организация (НКО) вправе осуществлять только такую предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям, для достижения которых она создана (целям, указанным в уставе (п. 2 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ). Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Таким образом, НКО ограничена в выборе видов коммерческой деятельности, в отличии от коммерческих организаций, которые вправе заниматься любой не запрещенной законом деятельностью, достаточно только внести изменения в ЕГРЮЛ и устав (при необходимости), и получить лицензию. Однако прямого запрета или ограничений на передачу в аренду некоммерческой организацией временно не используемых площадей законодательством не установлено. Поэтому если передача имущества в аренду не запрещена уставом и совместима с целевой деятельностью организации, НКО вправе заключить договор аренды. Если запрет в уставе установлен – есть риск признания такого договора недействительным (в суде, по иску заинтересованных лиц).

При этом правила заключения такого соглашения одинаковы для всех хозяйствующих субъектов: договор аренды должен быть заключен в письменной форме, долгосрочный договор аренды – т. е. заключенный на срок от 1 года – подлежит обязательной государственной регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Причем он считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ , п. 3 ст. 433 ГК РФ). Если такой договор не зарегистрирован, то для всех третьих лиц он считается незаключенным и не порождающим правовых последствий для третьих лиц, которые не выступали сторонами по договору.

Регистрация договора аренды производится территориальными органами Росреестра в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 23 декабря 2013 г. № 765 «Об утверждении правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, состава номера регистрации, порядка присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер, форм свидетельства о государственной регистрации права и специальной регистрационной надписи на документах, требований к заполнению свидетельства о государственной регистрации прав и специальной регистрационной надписи, а также требований к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме».

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться любая из сторон договора (абз. 2 п. 1 ст. 26 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; далее – Закон о госрегистрации).

Общий перечень документов, представляемых на регистрацию договора аренды, указан в пункте 8 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минюста России от 1 июля 2002 г. № 184 . В частности, в него входят устав организации, документы, подтверждающие полномочия лиц, подписавших договор, свидетельство о государственной регистрации юридического лица и т. п.

Государственная пошлина за регистрацию договора аренды взимается в размере 2 тыс. руб. с физических лиц и 22 тыс. руб. с организаций ().

Государственная регистрация по общему правилу осуществляется в течение месяца со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации (п. 3 ст. 13 Закона о госрегистрации).

Регистрация договора

Если организация сдает в аренду недвижимое имущество, то такой договор, заключенный на срок от одного года и выше, подлежит обязательной госрегистрации (п. 2 ст. 609 и п. 2 ст. 651 ГК РФ, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66). Причем договор считается заключенным с момента такой регистрации (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Главбух советует: для того чтобы избежать регистрации договора аренды, заключите соглашение на срок менее года (п. 2 ст. 609 , п. 2 ст. 651 ГК РФ). По окончании этого периода продолжите исполнять условия договора (если нет возражений со стороны арендодателя или арендатора). Тогда соглашение будет пролонгировано на неопределенный срок ( , п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Ситуация: нужно ли регистрировать в отделении Росреестра договор аренды нежилого помещения в здании. Договор заключается на год и более

Да, нужно.

Несмотря на то что нежилые помещения в зданиях не относятся к зданиям или сооружениям, они неразрывно с ними связаны. Поэтому данные объекты также являются недвижимостью. В Гражданском кодексе РФ нет особых правил для регистрации договоров аренды нежилых помещений в зданиях. Следовательно, к ним применяются общие правила. Поэтому если срок аренды нежилого помещения в здании превышает или равен году, то его нужно зарегистрировать (п. 2 ст. 651 ГК РФ).

Необходимость госрегистрации договоров аренды нежилых помещений подтверждает информационное письмо Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. № 53 .

Ситуация: нужно ли регистрировать договор аренды в Росреестре, если он был заключен на срок менее года, а затем пролонгирован на неопределенный срок

Нет, не нужно.

Порядок госрегистрации договоров аренды прописан в Законе от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ . С заявлением о регистрации договора в территориальное отделение Росреестра (по местонахождению недвижимости) имеет право обратиться любая из сторон (как арендодатель, так и арендатор). Форма заявления о регистрации прав на недвижимость законодательством не установлена. Поэтому территориальные отделения Росреестра разрабатывают такие бланки самостоятельно (например, в г. Москве действует следующая форма). Если в аренду сдается земельный участок, то заявитель дополнительно должен приложить кадастровый план участка. Если предметом договора аренды являются здания, сооружения (их части) – представьте дополнительно поэтажный план здания. На нем следует выделить те помещения, которые передаются арендатору, и указать их площадь.

Такой порядок следует из положений , пункта 4 статьи 2 и статьи 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ и пункта 5.1.1 Положения, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 .

В то же время, если право на недвижимое имущество ранее было зарегистрировано за арендодателем, представление кадастрового паспорта на объект аренды не обязательно. Стороны могут представить иной документ, содержащий графическое и (или) словесное описание передаваемого в аренду объекта недвижимости (например, удостоверенный сторонами графический план объекта аренды). В таких случаях отказ в регистрации договора аренды не допускается (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 73).

За госрегистрацию договора аренды необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет для граждан 1000 руб., для организаций – 15 000 руб. (подп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Никаких правил относительно того, кто должен оплачивать госпошлину за госрегистрацию договора аренды недвижимости (арендатор или арендодатель), ни гражданское, ни налоговое законодательство не содержит. Поэтому данный вопрос нужно оговорить заранее – в момент заключения договора аренды (например, путем внесения условия об оплате госпошлины в содержание самого договора) ().

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Однако арендодателями также могут быть лица, которым право сдавать имущество в аренду предоставлено законом или его собственником. Например, государственные или муниципальные унитарные предприятия, владеющие государственным имуществом на праве хозяйственного ведения (). Это предусмотрено в Гражданского кодекса РФ.

Закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

«Статья 2. Некоммерческая организация

1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.

3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

2. Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Статья 14. Учредительные документы некоммерческой организации

1. Учредительными документами некоммерческих организаций являются:

устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения;

устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения;

учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;

Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

В случаях, предусмотренных законом, некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида и типа.

2. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

3. В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.*

В учредительном договоре учредители обязуются создать некоммерческую организацию, определяют порядок совместной деятельности по созданию некоммерческой организации, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.

Статья 24. Виды деятельности некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Основной деятельностью бюджетного и казенного учреждений признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых они созданы. Исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетные и казенные учреждения могут осуществлять в соответствии с целями их создания, определяется учредительными документами учреждений.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий). Перечень этих видов деятельности определяется законом.

Материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

2. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов».

На государственном уровне имущественная поддержка НКО в виде предоставления им нежилых помещений давно существует в виде федеральных законов и постановлений правительства (статья 31.1 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», постановление правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»). Однако в реальной жизни все обстоит не так просто.

Предполагается, что региональные и местные администрации могут предоставлять НКО помещения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Формы такой поддержки несколько:

  1. Передача зданий, помещений в безвозмездное пользование некоммерческим организациям;
  2. Передача зданий, помещений в краткосрочную (до одного года) или долгосрочную аренду по льготным ставкам арендной платы;
  3. Предоставление НКО безвозмездно или на льготных условиях помещений для проведения отдельных мероприятий;
  4. Предоставление некоммерческим организациям возможностей для работы на базе государственных и муниципальных учреждений соответствующего профиля;
  5. Создание специализированных государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих некоммерческим организациям безвозмездно или на льготных условиях помещения для проведения отдельных мероприятий или для регулярного ведения деятельности.

Для передачи во временное пользование некоммерческим организациям может быть также использовано недвижимое имущество и некоторых других категорий - по направлениям деятельности соответствующих НКО, например, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), объекты спорта.

Однако сложившаяся практика показывает, что вопрос об эффективности подобного использования государственного и муниципального имущества, равно как и об ее независимой оценке почти нигде не ставился. Не проработана и нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы равный доступ некоммерческих организаций к такой форме поддержки, как передача им помещений во временное пользование на льготных условиях.

На региональном и тем более местном уровнях практически не урегулированы вопросы предоставления помещений во временное пользование НКО на льготных условиях, нет подробного описания административных процедур, требований к порядку их выполнения.

Но попытаться

получить помещение для своей деятельности на льготных условиях СО НКО все же могут.

Вам надо найти перечень государственного и муниципального имущества, который, согласно пункту 7, статьи 31.1 все того же ФЗ№7 «О некоммерческих организациях», обязательно должен быть опубликован в СМИ и находиться на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местных администраций.

В этом перечне или реестре есть информация о зданиях и помещениях (как правило, приведён их перечень с указанием адреса, площади и иной информации), которые предлагаются в аренду. Но учтите, что этот перечень или реестр является общим для всех, и там нет никаких ссылок на то, что эти помещения предоставляются именно НКО. Например, московский перечень можно найти здесь.

После того, вам нужно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта или в местную администрацию и предоставить полный пакет документов, в том числе подтверждающих социальную ориентированность НКО. К ним вы можете приложить и запрос о предоставлении преференции. Если его не удовлетворят, вы все равно ничего не теряете. Зато в случае положительного решения, НКО получит серьезную дополнительную поддержку, например, льготную арендную плату за пользование зданием или помещением.

Должностные лица могут заявить, что выбранное вами помещение может быть передано НКО только после проведения конкурса или аукциона, ссылаясь на статью 17.1 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но конкурс не проводится, если речь идет о социально ориентированной НКО. В той же статье, в конце пункта 1 сказано: «за исключением предоставления указанных прав на такое имущество», и далее перечисляются такие исключения, а подпункт 4 относит к таким исключениям и социально ориентированные НКО. Соответственно, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и/или пользования государственным или муниципальным имуществом (в том числе зданий и помещений), с НКО на основании и при соблюдении условий п.4 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» осуществляется без проведения торгов.

Помните, что переданное вам имущество, в том числе и помещения, можно использовать только по целевому назначению. Запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. В противном случае выдавшие вам помещение органы власти вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и/или пользования имуществом.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

gosvopros.ru

Деятельность некоммерческой организаций (далее по тексту – НКО) не предполагает в качестве основной цели - получение прибыли. Социальная направленность НКО поддерживается государством в виде предоставления определенных налоговых льгот. Обозначим основные из них.

В соответствии с положениями ст.3 НК РФ законодательство РФ о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

В соответствии с п.3 ст.31.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется в том числе в форме предоставления таким организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Так, в частности, некоммерческим организациям предоставлено право при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывать доходы, установленные ст.251 НК РФ.

НКО, осуществляющие образовательную и (или) медицинскую деятельность, вправе применять налоговую ставку 0% по налогу на прибыль организаций при соблюдении условий, установленных ст.284.1 НК РФ.

РЕГИСТРАЦИЯ НКО

Кроме того, ст.149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, в который включены операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые некоммерческими организациями в рамках благотворительной, культурной, образовательной, научной деятельности, а также в сфере здоровья граждан, развития физической культуры и спорта.

Субъекты РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки по региональным и местным налогам в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также налоговые льготы и основания для их использования (Письмо Минфина РФ от 13.01.2017 г. №03-01-15/1026).

Налоговое законодательство предусматривает существенные льготы для НКО, освобождая от налогообложения ряд операций.

АУДИТ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Налоговые льготы в части НДС

Для определенных операций, совершаемых НКО, предусмотрены налоговые льготы.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на территории РФ, установлен ст. 149 НК РФ и является закрытым.

Например, освобождены от налогообложения НДС:

  • услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ);
  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп.4 п.2 ст.149 НК РФ).

В связи с данной льготой возникает вопрос: освобождены ли услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в автономной некоммерческой организации (частной школе начального образования), оказываемые на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и школой?

Пунктом 18 ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту - Закон №273-ФЗ) установлено, что образовательной организацией признается НКО, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч.7 ст.66 Закона №273-ФЗ в образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

При этом под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона №273-ФЗ).

РЕГИСТРАЦИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ НКО

Типы образовательных организаций поименованы в ст. 23 Закона №273-ФЗ. Так, ч. 2 ст. 23 Закона №273-ФЗ установлено, что в РФ устанавливаются в том числе следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
  • общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Автономная НКО (частная школа начального образования) является общеобразовательной организацией, следовательно, льгота, установленная пп.4 п.2 ст.149 НК РФ, на нее не распространяется (Письмо Минфина РФ от 06.07.2017 г. №03-07-14/42787).

  • услуги, оказываемые НКО по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (пп.14 п.2 ст.149 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 25.08.2015 г. №ГД-3-3/3230@);
  • услуги по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуги по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания;
  • операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);
  • операции по реализации коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пп.29 и пп.30 п.3 ст.149 НК РФ).

При этом полученные НКО целевые средства (например, вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Какими документами подтвердить льготу в части благотворительной деятельности?

Такими документами могут быть (письма Минфина РФ от 26.10.2011 г. №03-07-07/66, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2009 г. №16-15/049593.1):

  • договор на безвозмездную передачу товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках благотворительности;
  • регистры учета, подтверждающие, что благотворительная помощь принята на учет;
  • акты или иные документы, свидетельствующими о целевом использовании благотворительного имущества (результатов работ или услуг).

КАКИЕ НЕОБХОДИМЫ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ АНО?

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ДЕЛАЮЩИХ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Налоговые льготы в части налога на прибыль

По общему правилу НКО признаются плательщиками налога на прибыль (ст.246 НК РФ).

Налогом на прибыль у НКО облагается только прибыль (разница между полученными доходами и произведенными расходами), полученная в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведены в ст.251 НК РФ. Их перечень является исчерпывающим. При этом средства, полученные НКО на их содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ, Письма Минфина РФ от 29.02.2016 г. №03-03-06/3/11364, от 23.03.2015 г. №03-03-06/4/15749).

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (пп.1 п.2 ст.251 НК РФ), средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п.2 ст.251 НК РФ).

В соответствии с п.1.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение №2 к Приказу ФНС РФ от 26.11.2014 г. №ММВ-7-3/600@) при получении пожертвований, признаваемых таковыми, организациями при составлении декларации за налоговый период заполняется лист 07.

Одним из условий для признания в целях гл. 25 НК РФ поступивших средств и (или) иного имущества целевыми поступлениями является то, что указанные поступления производились на содержание НКО и ведение ими уставной некоммерческой деятельности безвозмездно.

Имущество, полученное в рамках целевых поступлений и использованное не по целевому назначению, учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов на основании положений п.14 ст.250 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 11.04.2016 г. №03-03-6/3/20413).

Пожертвования, полученные на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности и использованные не по целевому назначению (в частности, в платной деятельности), включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 13.11.2015 г. №03-03-06/4/65618).

Установленное право НКО не учитывать для целей налогообложения прибыли полученные доходы в виде пожертвования, которые использованы по их целевому назначению, является льготой по налогу на прибыль. А поэтому налоговики вправе в ходе камеральной проверки затребовать первичные документы, подтверждающие суммы полученных пожертвований, рассматривая их в качестве льготы (п.6 ст. 88 НК РФ).

Некоторые НКО имеют право применять 0 ставку по налогу на прибыль. Так, медицинские и образовательные учреждения, могут применять ставку 0 ставку по налогу на прибыль в части видов медицинской и образовательной деятельности, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 г. №917. Для этого должны быть выполнены условия, установленные ст.284.1 НК РФ.

А учреждения, оказывающие социальные услуги населению, с 1 января 2015 года имеют право на применение 0 ставки при соблюдении ряда условий (ст.284.5 НК РФ).

Для правомерности применения 0 ставки медицинскими и образовательными учреждениями необходимо выполнение условий:

  • организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности;
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов;

При расчете за налоговый период процентного соотношения доходов, дающего организации право на применение 0 ставки, учитываются только доходы, полученные от реализации медицинских и (или) образовательных услуг, входящих в Перечень, а также доходы от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

Именно это требование чаще всего становится камнем преткновения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Большинство арбитражных споров по данной тематике связано с правильностью определения доли доходов от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности.

  • в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 %;
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

Для расчета численности следует использовать списочную численность работников, которая применяется для определения среднесписочной численности работников (Письмо Минфина РФ от 21.09.2011 г. №03-03-06/1/580).

  • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Налоговая ставка 0 процентов применяется ко всей налоговой базе в течение всего налогового периода (п. 2 ст. 284.1 НК РФ).

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ НКО

БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НКО)

Льготы по иным налогам

Перечень налоговых льгот по налогу на имущество для некоторых НКО установлен ст.381 НК РФ. Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Кроме того, на основании п.2 ст.372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Например

Освобождаются от уплаты налога на имущество автономные, бюджетные и казенные учреждения г. Москвы и внутригородских муниципальных образований в г. Москве (ст.4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество»).

При установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст.387 НК РФ).

Так, пп.12 п.1 ст.3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 г. №74 «О земельном налоге» установлено, что от уплаты земельного налога освобождаются негосударственные некоммерческие организации - в отношении земельных участков, предоставленных и используемых, в частности, для размещения объектов культуры. То есть частные музеи освобождены от уплаты земельного налога (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-05-06-02/47904).

Субъекты РФ могут устанавливать льготы в части уплаты транспортного налога. Так, ст.7 Закона Московской области от 24.11.2004 г. №151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрено, что общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств. Под общественными организациями инвалидов понимаются организации, зарегистрированные в соответствии с федеральным законодательством в качестве общественных организаций инвалидов, в которых число инвалидов составляет не менее 90 % от общей численности членов. При этом налоговые льготы не предоставляются общественным организациям инвалидов в случае осуществления ими следующих видов предпринимательской деятельности: приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав.

РЕГИСТРАЦИЯ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (АНО)

АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ФОРМЫ НКО (II ЧАСТЬ)

АВТОНОМНЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ФОРМЫ НКО (I ЧАСТЬ)

rosco.su

Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.

  • Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
  • реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
  • внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.

Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.

Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Завьялов Кирилл,Мельникова Елена,эксперты службыПравового консалтинга ГАРАНТ Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст.

Налогообложение некоммерческих организаций

Тип НКО и порядок налогообложения Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) - их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) - существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные - финансируют себя сами.

ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность. Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

В нем фигурируют, например, такие занятия:

  • присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
  • работа в центрах соцзащиты;
  • занятия с детьми в бесплатных кружках;
  • врачебные услуги частных медиков;
  • продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
  • благотворительные культурные мероприятия и др.

Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:

  • социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
  • лицензия на право занятия этим видом деятельности;
  • оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).

В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.

Налоги для нко в 2018 году

НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо Управления ФНС по г.

Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361). Налоговые льготы для некоммерческих (общественных) организаций

НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст.

Налоговые льготы для нко, порядок подтверждения (2 часть)

Внимание

А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.Региональное налогообложение НКО Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций. Налог на имущество Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации.

Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право.

Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками. Налоги нко и льготы по ним

Общие правила налогообложения НКО Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности.

Уплата налогов некоммерческими организациями

СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается. Специфика обложения некоммерческих структур НДС Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл.
21 НК РФ.
НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:

  1. Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами.
    Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
    • финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
    • государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
    • НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
    • спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
  2. Таможенная пошлина.

Льготы нко 2018 на общей системе освобождение от налогов

Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:

  1. Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
    • организации религиозного характера и обслуживающие их;
    • научные госструктуры;
    • уголовно-исполнительные ведомства;
    • организации-собственники культурных и исторических памятников.
  2. Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
  3. Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.

Налог на землю Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог.

prodhelp.ru

МОСКВА, 3 ноября. /ТАСС/. Социально ориентированные некоммерческие организации (НКО) должны получить доступ к инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса, а также ряд льгот в части аренды помещений, налогообложения. Соответствующие меры поддержки таких НКО предусмотрены проектом Концепции содействия развитию социально ориентированных некоммерческих организаций в РФ, которая представлена на открывшемся в четверг в Москве итоговом форуме НКО «Сообщество».

Льготы, налоги, инфраструктура

В документе, текст которого имеется у ТАСС, перечисляются меры, которые, в частности, должны содействовать формированию социально ориентированных НКО «как самостоятельного и полноценного общественного института».

Среди них - «инвентаризация» ресурсных центров поддержки таких организаций в субъектах РФ и муниципальных образованиях, разработка стандарта деятельности ресурсных центров, содействие их созданию в малых городах и сельских территориях на базах библиотек, школ, клубов, музеев, домов культуры, создание системы поддержки и развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Кроме того, проект предусматривает предоставление социально ориентированным НКО, «ведущим деятельность, приносящую доход», доступа к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства наравне с ними, возможность закрепления за этими НКО «преимущественного права на доступ к инфраструктуре поддержки».

Авторы проекта концепции указывают, что экономическую базу для развития социально ориентированных НКО создает «одновременное применение таких гибких инструментов, как система грантового финансирования и субсидирования, доступ к оказанию социальных услуг на возмездной основе, развитие социального предпринимательства и поддержка «стартапов», формирование целевых капиталов». И для полноценной реализации уже имеющихся у некоммерческих организаций возможностей они предлагают бесплатно или на льготных условиях предоставлять социально ориентированным НКО находящиеся в государственной или муниципальной собственности помещения (это предполагается прописать в качестве обязанности органов госвласти и местного самоуправления).

Также ставится вопрос о возможности освобождения таких организаций от уплаты налогов на имущество, которое непосредственно задействовано в их основной деятельности, от уплаты транспортного и земельного налогов «при условии направления сэкономленных средств на ведение уставной деятельности» и введения льготы по налогу на прибыль для юридических лиц, осуществляющих пожертвования социально ориентированным НКО.

НКО в борьбе за знак качества

«В настоящее время общественный контроль, независимая оценка качества социальных услуг и формирование механизмов общественного участия являются теми общественными функциями, выполнение которых может быть возложено только на социально ориентированные НКО», - отмечается в проекте.

Для реализации наиболее существенных функций НКО в этой сфере предлагается ряд мер в области правового регулирования, разработки методических рекомендаций, разработки «единого подхода к формированию общественных советов при исполнительных органах власти всех уровней».

Также среди предложений - создание механизмов защиты участников общественного контроля, обеспечение публичности его результатов.

Для развития системы независимой оценки качества социальных услуг авторы документа считают целесообразным прописывать в нормативных актах необходимость учета органами власти результатов работы этой системы.

Разработчики проекта Концепции предполагают, что в перспективе на базе социально ориентированных НКО может быть создана «площадка для реализации потребности граждан в социальной активности». Для повышения «общественного признания» деятельности таких организаций и создания благоприятных условий для расширения участия в их деятельности граждан предлагается «сформировать систему нематериальных стимулов» для этого, под которой понимается награждение государственными и ведомственными наградами, знаками общественного признания добровольцев и общественных деятелей.

Особое внимание в проекте концепции уделяется развитию добровольческого движения. Властям субъектов РФ рекомендовано разработать региональные программы по его развитию и поощрению, механизмы «поддержки деятельности добровольцев (волонтеров) в социальных и медицинских учреждениях, в том числе в детских домах для детей с особенностями развития, психоневрологических интернатах, психиатрических учреждениях, интернатах для пожилых людей, хосписах, а также в области экологии, образования, науки, культуры, туризма», содействовать вовлечению в эту работу граждан пенсионного возраста и школьников.

Концепция: цели, задачи, возможности

Концепция поддержки социально ориентированных НКО готовилась в течение года в том числе на основе предложений, сформулированных на региональных форумах НКО «Сообщество», ее разработкой занималась Общественная палата РФ.

Авторы проекта документа отмечают, что на базе социально ориентированных НКО «начинает формироваться система социальной взаимопомощи, построенная на солидарности ее участников», в связи с чем и возникла необходимость изменения госполитики в области содействия развитию таких НКО, «создания эффективных условий для конструктивного взаимодействия власти и бизнеса с институтами гражданского общества, развития некоммерческого сектора экономики». «Расширение разнообразных форм поддержки социально ориентированных НКО со стороны государства и предпринимательства является одним из направлений укрепления взаимоотношений государства и гражданского общества в нашей стране», - подчеркивается в документе.

Результатами реализации концепции ее составители видят повышение доверия граждан к деятельности социально ориентированных НКО, рост их поддержки в обществе и расширение участия в их деятельности граждан и организаций, развитие конкуренции в сфере оказания социальных услуг, вовлечение социально активного населения в принятие решений органами госвласти и местного самоуправления, увеличение рабочих мест в некоммерческом секторе, «замещение части социальных функций государства деятельностью социально ориентированных НКО».

Также не исключается, что он может быть положен в основу Концепции государственной политики в сфере содействия развитию третьего сектора.

Необходимо создать единый открытый реестр помещений для социально ориентированных НКО и создать прозрачный порядок их конкурсного предоставления – к такому выводу пришли участники экспертного совещания, посвященного проблемам доступа социально ориентированных НКО к имущественной господдержке. Решать эти вопросы эксперты предлагают также путем разработки единых критериев работы с некоммерческими организациями и повышения открытости и информативности в диалоге между властью и социально ориентированными организациями.

Эксперт рабочей группы «Общество и власть: прямой диалог», доцент кафедры управления информационными процессами РАНХиГС Оксана Коротеева, открывая мероприятие, отметила, что поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) является одним из долгосрочных приоритетов социальной политики государства. Согласно «майскому указу» президента, необходимо предусмотреть меры, направленные на увеличение поддержки СО НКО.

«Президент РФ поставил серьезную задачу: по итогам послания Федеральному собранию 2015 г. следует обеспечить доступ СО НКО к 10% средств, выделяемых на предоставление социальных услуг. Это должно быть закреплено в соответствующих программах субъектов и муниципальных образований. Однако наши мониторинги, встречи с экспертами и общественниками показывают, что пока еще задачи, связанные с реальной поддержкой НКО, далеки от решения. Между тем, имущественная поддержка – это необходимое условие для того, чтобы некоммерческие организации могли эффективно работать», – отметила эксперт.

Эксперты рассказали, что имущественная помощь должна заключаться в предоставлении определенного перечня находящихся в федеральной собственности нежилых помещений в пользование СО НКО на долгосрочной основе. Сами перечни, а также порядок предоставления помещений и критерии отбора организаций формируют государственные и местные органы власти, и они должны быть размещены в открытом доступе.

Однако, к сожалению, на практике существует серьезная проблема с открытостью данных и информированием НКО о возможных способах поддержки, препятствующая исполнению поручения президента. Представители ОНФ напомнили, что в сентябре 2016 г. провели опрос 52 НКО, и оказалось, что больше трети опрошенных (37%) считают недостаточным информирование НКО о существующих способах господдержки. Финансовую помощь (в виде грантов или субсидий) получают чуть больше половины опрошенных (52%), а вот с помещением власти помогают лишь 15%, при этом аж 35% респондентов сказали, что нуждаются в помещении.

«В регионах существуют закрытые реестры помещений. Это неправильно, в постановлении правительства №1478 об этом написано. Однако оно касается только федеральной собственности. Каждый субъект Федерации должен был откликнуться на это постановление правительства, но больше половины субъектов так на него и не ответили, в том числе Москва», – рассказал президент Общенационального союза некоммерческих организаций Александр Айгистов.

По его мнению, регионы должны отчитываться о количестве квадратных метров, отданных СО НКО в пользование, не только о тех, которые уже переданы в пользование, но и о тех, которые только еще планируется предоставить под оказание социальных услуг.

Он напомнил собравшимся данные Росстата, согласно которым примерно 9 тыс. СО НКО сегодня имеют помещения в собственности, 19 тыс. получили их в безвозмездное пользование от государства и около 15 тыс. организаций занимают помещения на условиях льготной аренды. «Получается, что из 145 тыс. у 73 тыс. организаций нет своих помещений, многие «прописаны» в квартирах», – резюмировал эксперт.

О практике предоставления помещений регионами рассказал директор НОУ «Первая школа мюзикла» Дмитрий Томилин. В своем выступлении он подчеркнул, что правила предоставления подачи заявок СО НКО, действующие в Москве, зачастую непрозрачны и действуют избирательно, а департамент городского имущества уклоняется от заключения договоров аренды. Найти помещение для НКО самостоятельно крайне затруднительно.

«Непонятно, где публикуется единый перечень помещений. Кроме этого, во всех новостройках должно быть выделено обязательное количество квадратных метров для социальных организаций, работающих с населением. Застройщикам просто не дадут строить, если они не предоставят такую квоту. Однако на практике помещения выделяются редко: департамент имущества получает такие помещения, однако оформляет их в собственность и отдает совершенно под другие цели. Таким образом, помещение уже не попадает в этот перечень, и на него не могут претендовать НКО», – рассказал Дмитрий Томилин.

Этот факт демонстрирует, что у органов власти отсутствует стратегия развития СО НКО, считает эксперт. Должен существовать перечень помещений, которые предполагается отдать на социальные цели, и в случае «ухода» этих помещений должен существовать порядок их возврата и проведения конкурса для СО НКО, нуждающихся в помещениях.

Эксперты также привели примеры из практики работы НКО в Москве, Смоленске, Перми и других регионах. Общими для всех субъектов является отсутствие единого подхода к системной поддержке СО НКО: нет единого реестра помещений для организаций, критериев рассмотрения заявок и в целом принципов работы и поддержки СО НКО.

Член Центральной ревизионной комиссии ОНФ, президент Смоленской региональной общественной организации «Дарите детям добро» Наталья Аксенова рассказала, что в сельской местности существуют возможность использования помещений школ и других госбюджетных помещений: они бы и сами рады помочь организациям, оказывающим важные для населения социальные услуги. Однако законодательство на сегодняшний день запрещает такую практику.

Еще один пример: в Пермском крае некоммерческая организация «Территория семьи» также лишилась помещения. Пермская городская дума на настоящий момент приостановила передачу помещений НКО в безвозмездное пользование до 1 октября 2017 г., что, по мнению экспертов, противоречит не только исполнению президентского поручения, но и законодательству РФ. Критерии для рассмотрения заявок от СО НКО в регионе также не разработаны.

«Если говорить про Москву, то по сравнению с другими регионами она может гордиться своим опытом по имущественной поддержке НКО, потому что на протяжении многих лет существует более 400 НКО, которые работают в клубных помещениях по месту жительства. Предоставляются эти помещения по договору социального заказа. Однако мы обеспокоены тем, что скорее всего в ближайшее время некоммерческим организациям придется самим платить за коммунальные услуги, и в результате НКО, которые работали с населением безвозмездно, придется подумать над тем, чтобы сделать услуги платными либо искать другие источники финансирования», – поделилась председатель правления Московского областного общества «Знание» Инна Березкина.

В целом, если НКО проявляют активность, то они находят возможности работы, однако нужно оказывать им помощь, которая в том числе должна исходить от управ. В городе, по словам эксперта, исчезла диалоговая площадка с клубными НКО, в управы и префектуры пришли молодые специалисты, незнакомые с сутью и методикой работы клубных НКО. Она также предложила обучать специалистов в управах города работе совместно со специалистами НКО, что поможет ликвидировать пробелы в общении между властью и НКО и выстроить конструктивный диалог.

«По данным Министерства экономического развития РФ, в 2016 г. лидеры по объемам площади нежилых помещений, передаваемых СО НКО, – Московская область, Мурманская область и Республика Калмыкия. По данным на сентябрь 2016 г., конкурсное распределение помещений среди НКО практикуется только в восьми регионах. Совместными усилиями нам нужно разработать комплекс предложений по решению проблем, с которыми сталкиваются СО НКО, и начать с того, чтобы создать единый реестр помещений для таких организаций. Только открытость и прозрачность всех процедур помогут НКО выполнять важные социальные функции, с целью выполнения которых они и создавались», – резюмировала Оксана Коротеева.

В мероприятии, организованном Народным фронтом, приняли участие активисты ОНФ и общественники из 57 регионов, представители общественных организаций и органов исполнительной власти.

31.01.2017

На государственном уровне имущественная поддержка НКО в виде предоставления им нежилых помещений давно существует в виде федеральных законов и постановлений правительства

Например: (статья 31.1 ФЗ №7 «О некоммерческих организациях», постановление правительства РФ №1478 «Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»). Однако в реальной жизни все обстоит не так просто.

Предполагается, что региональные и местные администрации могут предоставлять НКО помещения, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Формы такой поддержки несколько:

Передача зданий, помещений в безвозмездное пользование некоммерческим организациям;
Передача зданий, помещений в краткосрочную (до одного года) или долгосрочную аренду по льготным ставкам арендной платы;
Предоставление НКО безвозмездно или на льготных условиях помещений для проведения отдельных мероприятий;
Предоставление некоммерческим организациям возможностей для работы на базе государственных и муниципальных учреждений соответствующего профиля;
Создание специализированных государственных и муниципальных учреждений, предоставляющих некоммерческим организациям безвозмездно или на льготных условиях помещения для проведения отдельных мероприятий или для регулярного ведения деятельности.

Для передачи во временное пользование некоммерческим организациям может быть также использовано недвижимое имущество и некоторых других категорий - по направлениям деятельности соответствующих НКО, например, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), объекты спорта.

Однако сложившаяся практика показывает, что вопрос об эффективности подобного использования государственного и муниципального имущества, равно как и об ее независимой оценке почти нигде не ставился. Не проработана и нормативно-правовая база, которая обеспечивала бы равный доступ некоммерческих организаций к такой форме поддержки, как передача им помещений во временное пользование на льготных условиях.

На региональном и тем более местном уровнях практически не урегулированы вопросы предоставления помещений во временное пользование НКО на льготных условиях, нет подробного описания административных процедур, требований к порядку их выполнения.

Но попытаться получить помещение для своей деятельности на льготных условиях СО НКО все же могут.

Вам надо найти перечень государственного и муниципального имущества, который, согласно пункту 7, статьи 31.1 все того же ФЗ№7 «О некоммерческих организациях», обязательно должен быть опубликован в СМИ и находиться на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местных администраций.


В этом перечне или реестре есть информация о зданиях и помещениях (как правило, приведён их перечень с указанием адреса, площади и иной информации), которые предлагаются в аренду. Но учтите, что этот перечень или реестр является общим для всех, и там нет никаких ссылок на то, что эти помещения предоставляются именно НКО. Например, московский перечень можно найти

После того, вам нужно обратиться в соответствующий орган исполнительной власти субъекта или в местную администрацию и предоставить полный пакет документов, в том числе подтверждающих социальную ориентированность НКО. К ним вы можете приложить и запрос о предоставлении преференции. Если его не удовлетворят, вы все равно ничего не теряете. Зато в случае положительного решения, НКО получит серьезную дополнительную поддержку, например, льготную арендную плату за пользование зданием или помещением.

Должностные лица могут заявить, что выбранное вами помещение может быть передано НКО только после проведения конкурса или аукциона, ссылаясь на статью 17.1 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Но конкурс не проводится, если речь идет о социально ориентированной НКО. В той же статье, в конце пункта 1 сказано: «за исключением предоставления указанных прав на такое имущество», и далее перечисляются такие исключения, а подпункт 4 относит к таким исключениям и социально ориентированные НКО. Соответственно, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и/или пользования государственным или муниципальным имуществом (в том числе зданий и помещений), с НКО на основании и при соблюдении условий п.4 ч.1 ст.17.1 ФЗ «О защите конкуренции» осуществляется без проведения торгов.

Помните, что переданное вам имущество, в том числе и помещения, можно использовать только по целевому назначению. Запрещаются его продажа, переуступка прав пользования им, передача прав пользования в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности. В противном случае выдавшие вам помещение органы власти вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и/или пользования имуществом.