Тест по коррекционной педагогике на тему: Тест для педагогов: "Ваш творческий потенциал". Тест “Какой Ваш творческий потенциал?”

Давно известно, что человек счастлив тогда, когда занимается любимым делом и получает удовольствие. Но почему-то сегодня многие чувствуют себя неуютно на своем рабочем месте. Не потому ли, что выбрали не то направление деятельности? Еще в прошлом веке великим художником верно было подмечено: «Не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком!» Но как определить свое предназначение? Об этом рассказывает доктор педагогических наук, профессор кафедры педагога-исследователя ТГПУ Соколова Ирина Юрьевна.

Все начинается с рождения

В свое время, работая в техническом техникуме, я помогла определиться с выбором профессионального пути многим студентам, - рассказывает Ирина Юрьевна. - Вроде, смотришь, у человека математический склад ума, а интеллект - дипломата, так, может, ему не за станок нужно становиться, а управлять людьми. Потенциал есть в каждом человеке, важно вовремя его открыть и развивать. Каждый из нас приходит на землю уже с задатками, то есть с физиологическими особенностями и типом нервной системы. Интеллект формируется в процессе воспитания, обучения, как ответ уму на преодоление тех или иных трудностей. Социализируясь, ребенок будет либо развивать свои природные таланты, либо загонять их в угол. Задача родителей на этом этапе - наблюдать, что больше нравится ребенку: рисовать, танцевать, сочинять истории, петь, строить многоэтажные дома или собирать гербарий.

Большое значение имеет определение левшества - правшества. Поскольку известно, что левое полушарие, считающееся доминирующим у правшей, отвечает за логику, анализ, речемыслительную деятельность, за хранение и обработку фактической информации, математические способности. Правое полушарие в ответе за интуицию, образное мышление, воображение, обработку невербальной информации, музыкальность, пространственную ориентацию и эмоции. У детей до 7 лет полушария головного мозга находятся в стадии формирования, активно развиваются межполушарные связи, поэтому левшество может быть скрытым. Чтобы распознать, какая рука ведущая, нужно пройти следующие пробы.

Тесты на определение левшества-правшества

    Определить ведущий глаз. Ребенку предлагается посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу (к какому глазу поднесет в первую очередь (Л, П).

    Переплетение пальцев рук: верхнее положение большого пальца (Л, П).

    Скрестить руки на груди: «поза Наполеона», какая рука лежит сверху - Л, П.

    Определение величины лона ногтя большого пальца.

    На какой руке (Л, П) больше развита венозная система.

    Определить, какая кисть руки длиннее на 1-2 мм.

    Понаблюдать, с какой ноги начинает движение.

    Какой рукой держит ручку, вилку, ложку, чистит зубы, обувь.

    Какой рукой причесывается.

10. Какой рукой режет бумагу, отпирает дверь.

Больше половины ответов П - правша, Л - левша, если на три-четыре вопроса обнаружилась левая реакция - скрытое левшество. Развивать способности ребенка надо, исходя из функций доминантного полушария.

Типы личности

И.П. Павлов предложил классификацию типов личности, основанную на особенностях деятельности нервной системы. Ученый разделил всех людей на три типа, в зависимости от механизма работы и взаимодействия правого или левого полушария.

Художественный тип личности (активны функции правого полушария) - человек воспринимает мир через образы, не анализирует и не придает значения деталям.

Мыслительный тип (активны функции левого полушария) - человек склонен к логическому мышлению, прибегает к анализу, просчитывает ситуацию.

Средний тип - самый распространенный, соответствует уравновешенности между левым и правым полушариями, между логическим мышлением и художественным восприятием.

Исследования психофизиологов свидетельствуют о том, что природой в каждом человеке заложен потенциал «мыслителя» и «художника» - творческой личности, что связано с прижизненно формируемыми свойствами нервной системы, функциями полушарий головного мозга, на основе которых развиваются разнообразные способности человека и виды одаренности. Но, к сожалению, в современной школе у детей больше развивают тип «мыслителя», оставляя без особого внимания художественный тип. В таком случае остается не задействован очень важный потенциал личности, из-за чего страдает выбор профессионального пути.

М.С. Каган выделил в структуре каждой личности пять потенциалов:

1) Гносеологический. Определяется количеством и содержанием информации, которой располагает личность, исходя из знаний о природном и социальном мире, и способности познавать его. Набор информации зависит от природного склада ума, образованности и практического опыта личности.

2) Аксиологический потенциал личности. Этота система ценностей (идеалы, устремления, цели, убеждения), котораяобретена человеком в процессе социализации.

3) Творческий. Полученные от природы и самостоятельно используемые способности к неким действиям, к созидательному или разрушительному, продуктивному и репродуктивному труду, а также степень их реализации в той или иной сфере.

4) Коммуникативный потенциал. Характеризуется степенью и формой ее коммуникации, характером и прочностью налаживания контактов с другими людьми. Сущность межличностного общения выражается в парадигме социальных ролей.

5) Художественный потенциал личности. Уровень художественных потребностей, интенсивность их использования, способ удовлетворения.

В каждом человеке сочетаются в разной пропорции три «Я». Индивид - человек как биологическое существо, живущее по программе природы, его задачи: обезопасить себя, выжить. Личность - человек как существо, живущее в определенном обществе и преследующее цели, поставленные обществом. Индивидуальность - человек, который может жить по собственной программе, ставить свои цели, творить, созидать. Личность определяется не только своим ха-рактером и темпераментом, а объемом и качеством знаний, системой ценностей и способностью к коммуникации с внешним миром. Высшая задача любого человека - развивать индивидуальность, опираясь на потенциал личности.

Тип темперамента

Также уже в начальной школе можно и нужно выявить тип темперамента ребенка, - комментирует педагог-психолог, - который зависит от физиологических процессов мозга и их соотношения: возбуждение, торможение. Экстраверты (холерики, сангвиники) - импульсивные личности, склонные выплескивать свои чувства наружу, интроверты (флегматики, меланхолики) - рефлексивные типы, склонны к внутреннему переживанию, замкнутому поведению.

Импульсивность-рефлективность - две стороны одного из способов познавательной деятельности, знание особенностей которого важно учитывать учителю в процессе учебной деятельности применительно к каждому ученику. Так, было обнаружено, что по своим индивидуальным особенностям рефлексивные учащиеся («более поздно созревающие») чаще всего обладают инертной нервной системой и хорошо воспринимают информацию зрительно. Импульсивные школьники, как правило, обладают подвижной нервной системой, лучше воспринимают информацию на слух, по мнению психофизиологов они считаются - «ранее созревающими». При построении учебно-познавательной деятельности очень важно учитывать соотношение импульсивности-рефлективности для эффективного формирования интеллекта и раскрытия потенциала ребенка.

Для определения импульсивности-рефлективности можно пройти следующий тест.

Тест на импульсивность-рефлективность

Методика применяется для диагностики когнитивного стиля импульсивность-рефлективность. Данный когнитивный стиль, в соответствии с первоначальным предположением Дж. Кагана, характеризует индивидуальные различия в склонности принимать решения быстро либо медленно. Наиболее ярко это стилевое свойство проявляет себя в условиях неопределенности, когда требуется осуществить правильный выбор из некоторого множества альтернатив. Импульсивные испытуемые склонны быстро реагировать в ситуации множественного выбора, при этом гипотезы выдвигаются без анализа всех возможных альтернатив. Для рефлективных испытуемых характерен замедленный темп реагирования в подобной ситуации, гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов.

Процедура проведения

Испытуемому предъявляется 2 тренировочных, затем 12 основных листов, на каждом из которых сверху находится изображение знакомого предмета (фигура-эталон), а внизу располагаются в два ряда 8 почти идентичных изображений этого же предмета, среди которых только одно полностью идентично фигуре-эталону. Испытуемый должен найти и указать изображение, полностью идентичное фигуре-эталону.

Инструкция

«Сейчас вы увидите одну картинку и несколько похожих на нее. Вам необходимо найти на этом рисунке точно такую же картинку, как та, что вверху, и показать её. Для первоначальной тренировки вам будут показаны две демонстрационные карточки. Далее задачи будут совсем не такие простые. Найдите как можно быстрее картинку, максимально похожую на эту вверху, и покажите ее сразу же».

Обработка и интерпретация

Ключ

Номера считаются слева направо, сверху вниз.

демо-1 - 1; демо-2 - 5;

лист - 4; пароход - 7; цветок - 1; лампа - 8; медвежонок - 4; кошка - 1; ковбой - 8; очки - 4; цыпленок - 5; самолет - 1; ножницы - 5; платье - 5.

Показатели импульсивности/рефлективности:

  1. латентное время первого ответа (сумма);
  2. общее количество ошибок.

Рефлективные индивидуумы находятся выше медианы времени ответа и ниже медианы количества ошибок, тогда как импульсивные индивидуумы - ниже медианы времени ответа и выше медианы количества ошибок.

В среднем примерно 2/3 выборки приходится на рефлективных и импульсивных испытуемых, 1/3 - на две особые категории испытуемых, получивших название «быстрых/точных» и «медленных/неточных».

Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений. Для людей с рефлексивным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения, соответственно они допускают мало ошибок в силу тщательного предварительного анализа гипотез.

Восемь видов интеллекта

Вместе с взрослением ребенка развивается его интеллект, - продолжает Ирина Юрьевна, - и уже к 10 годам можно определить тип интеллекта. Х. Гарднер выделил восемь типов интеллекта, узнав, какой из них преобладает у вашего ребенка, можно постепенно направлять его в ту или иную профессиональную область.

    Лингвистический интеллект - человек использует различные языковые стили для передачи информации (поэт, писатель, редактор, журналист).

    Музыкальный интеллект - человек получает удовольствие от сочинения, прослушивания и исполнения музыки (музыкальный исполнитель, композитор).

    Логико-математический интеллект - человек умеет исследовать, мыслит категориями, находит взаимосвязи между структурами через манипуляцию символами, знаками, склонен к упорядочиванию действий (математик, ученый).

    Пространственный интеллект - человек умеет воспринимать объекты через образы, разворачивать картинку в уме, создавать пространственные композиции (архитектор, инженер, хирург).

    Телесно-кинестетический интеллект - человек испытывает потребность и наделен способностью к движению, реализует эти навыки в спорте, исполнительском искусстве, в ручном труде (танцовщица, спортсмен, механик).

    Межличностный интеллект - человек способен подмечать и понимать потребности и желания других людей, улавливать настроение людей, предвосхищать их поведение (политический лидер, педагог, психотерапевт, дипломат).

    Внутриличностный интеллект - человек умеет управлять своими чувствами, контролировать их, умело используя их в передаче и обработке информации (например, религиозный лидер, философ, писатель).

    Интеллект натуралиста - способность исследовать живую природу и связи между ее компонентами (биолог, ботаник, фермер, животновод, ветеринар).

Выбор пути

Принимая во внимание мнение И.П. Павлова о том, что человек - «система, развиваемая и саморазвивающаяся, сама себя поддерживающая и даже совершенствующая», можно сделать вывод о наличии у человека потенциалов саморегуляции, саморазвития, самообразования и самоактуализации. Учитывая темперамент, тип личности и тип интеллекта не стоит забывать о важном принципе гармонии телесной, душевной и духовной природы, - резюмирует психолог. Нереализованные в течение жизни способности могут привести человека к болезни. Важно также использовать принцип поисковой активности, если при выборе профессии или любимого дела, что-то перестало удовлетворять, - ищем что-то новое. Здесь вступает в силу принципы самоактуализации - что тебе нужно и важно на сегодняшний момент - и самореализации - возможность на практике осуществить задуманное.

Для профессионального самоопределения еще в школьном возрасте с ребенком должен поработать психолог, но многие моменты могут заметить родители и направить в нужном направлении. Возраст профессионального самоопределения - 17-20 лет, но можно и раньше не просто понять, а почувствовать, чем ты хочешь заниматься в жизни. Для взрослого схема выбора профессии та же самая, достаточно вспомнить, чем ты любил заниматься в детстве, что приносило удовольствие и, исходя из интересов, выбрать новую или сменить старую профессию.

Юлия Савельева

Тренировочные карточки к тесту

Шкалы: уровень творческого потенциала (креативности)

Назначение теста

Диагностика творческого потенциала, креативности.

Описание теста

Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала.

Инструкция к тесту

Выберите один из предложенных вариантов ответов.

Тест

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?
1. да;
2. нет;
3. да, но только кое в чем.
2. Думаете ли вы, что сами сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?
1. да, в большинстве случаев;
2. нет;
3. да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесут значительный прогресс в той сфере деятельности, которую вы выберете?
1. да;
2. откуда у меня могут быть такие идеи?
3. может быть, и не значительный прогресс, но кое-какой успех возможен.
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить?
1. да, наверняка;
2. очень маловероятно;
3. может быть.
5. Когда вы решаете что-то сделать, уверены ли в том, что дело получится?
1. конечно;
2. часто охватывают сомнения, смогу ли сделать;
3. чаще уверен, чем неуверен.
6. Возникает ли у вас желание заняться каким-то неизвестным для вас делом, таким делом, в котором в данный момент вы некомпетентны, его абсолютно не знаете?
1. да, всякое неизвестное меня привлекает;
2. нет;
3. все зависит от самого дела и обстоятельств.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?
1. да;
2. что получится, то и хорошо;
3. если это не очень трудно, то да.
8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?
1. да;
2. нет, надо учиться самому основному;
3. нет, я только удовлетворю свое любопытство.
9. Когда вы терпите неудачу, то:
1. какое-то время упорствуете, даже вопреки здравому смыслу;
2. сразу махнете рукой на эту затею, как только поймете ее нереальность;
3. продолжаете делать свое дело, пока здравый смысл не покажет непреодолимость препятствий.
10. Профессию надо выбирать, исходя из:
1. своих возможностей и перспектив для себя;
2. стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;
3. престижа и преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?
1. да;
2. нет;
3. если место понравилось и запомнилось, то да.
12. Можете ли вы вспомнить сразу же после беседы все, что на ней говорилось?
1. да;
2. нет;
3. вспомню все, что мне интересно.
13. Когда вы слышите слово на незнакомом язьпсе, можете ли вы повторить его по слогам без ошибок, даже не зная его значения?
1. да;
2. нет;
3. повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время вы предпочитаете:
1. оставаться наедине, поразмыслить;
2. находиться в компании;
3. мне безразлично, буду ли я один или в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Вы решаете прекратить его только когда:
1. дело закончено и кажется вам отлично выполненным;
2. вы более-менее довольны сделанным;
3. дело кажется сделанным, хотя его еще можно делать лучше. Но зачем?
16. Когда вы один, вы:
1. любите мечтать о каких-то вещах, может быть, и абстрактных;
2. любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;
3. иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:
1. независимо от того, где и с кем вы находитесь;
2. только наедине;
3. только там, где есть тишина.
18. Когда вы отстаиваете какую-то идею, вы:
1. можете отказаться от нее, если аргументы оппонентов покажутся вам убедительными;
2. останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигались;
3. измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка результатов теста

Баллы начисляются по следующей схеме:

Ответ «а» - 3 балла, «б» - 1, «в» - 2 балла.

Интерпретация результатов теста

. 48 и более баллов - в вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.
. 18 - 47 баллов - у вас есть качества, которые позволяют вам творить, но есть и барьеры вашего творчества. Самый опасный - страх, особенно у людей, ориентированных на обязательный успех. Боязнь неудачи сковывает воображение - основу творчества. Страх может быть и социальный, страх общественного осуждения. Любая новая идея проходит через этап неожиданности, удивления, непризнания, осуждения окружающими. Боязнь осуждения за новое, непривычное для других поведение, взгляды, чувства сковывает творческую активность, уничтожает творческую личность.

Источники

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Книга 2. М., 1999.

Выберете один из предложенных вариантов ответов.

1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли Вы, что Вы сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли Вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда Вы решаете предпринимать какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание:

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Вам приходится заниматься делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное Вас не волнует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходиться заниматься делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:

б) удовлетворяюсь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если Вам это нравиться.

8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам не нравится, хотите ли Вы знать о нем все:

б) нет, Вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, Вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать свое дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, необходимости профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечивает.

11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность Вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не можете;

в) запоминаете только то, что Вас интересует.

13. Когда Вы слышите слово на незнакомом Вам языке, то можете повторить по слогам, без ошибок, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время Вы предпочитаете:



а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) Вам безразлично, будете ли Вы один, или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) Вы более-менее довольны;

в) Вам еще не удалось сделать.

16. Когда Вы один:

а) любите мечтать о каких-то даже, может быть абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с Вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватит Вас, то Вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем Вы находитесь;

б) Вы можете делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые Вы набрали, таким образом:

за ответ «а» - 3 очка;

за ответ «б» -1 очко;

за ответ «в» - 2 очка.

Итак, на «решетке менеджмента» окажется 4 – 5 условных точек, характеризующих Вас с разных позиций. Обведите все точки контуром, и Вы получите наглядную картину, насколько Вы объективно подошли к самооценке, насколько плотно прилегают характеристики Ваших отдельных качеств.

Например, если бы Вы выбрали по «решетке» положение 9.1, а по тексту «Решительны ли Вы?» оказались нерешительным, то значит, в одном из случаев Вы были недостаточно объективны, слукавили.

На основании полученных результатов каждый участник игры делает для себя соответствующие выводы, намечает меры, программу по совершенствованию своей личности.

В заключение занятия преподаватель делает обобщение и дает общую характеристику малым группам в целом.

Ключ к тесту «Конфликтная ли Вы личность?»

Результаты.

33 и менее очков . Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы гнетесь под любым ветерком. И все же побольше решительности вам непомешает! К критике снизу доброжелательны, но побаиваетесь критики сверху.

34 -44 очков . Вы умеренно агрессивны, но успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно честолюбия и самоуверенности. С критикой Вы дружны, если она деловая и без претензий. Однако не всегда от нее в восторге. Здесь многое зависит от Вашего настроения.

45 и более очков . Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестким к другим людям и неуравновешенным. Вы надеетесь добраться до управленческих «верхов», рассчитывая на собственные методы, и добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику сверху принимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критику снизу.

Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам - по одному, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

Если же по семи и более вопросам Вы получили по одному очку и менее чем по семи вопросам - по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно.

Ключ к тесту «Решительны ли Вы?»

От 0 до 9 очков. Вы очень нерешительны. Постоянно и по любому поводу долго и мучительно взвешиваете все «за» и «против». Если удается переложить принятие решения на другого, вздыхаете с огромным облегчением. Прежде чем решиться на какой-то шаг, долго советуетесь и решение часто принимаете половинчатое. На собраниях и совещаниях предпочитаете отмалчиваться, хотя в кулуарах обретаете смелость и красноречие. Но не пытаетесь оправдать все тем, что это Ваша «прирожденная» осмотрительность. Нет, чаще всего это трусость. С Вами сложно жить и работать. И пусть Вы обладаете знаниями, эрудицией, опытом, такая черта характера, как нерешительность, намного снижает Ваш «коэффициент полезности». Мало этого, на Вас трудно положиться, Вы можете и подвести. Конечно перековать характер непросто, но можно. Начните с мелочей, рискните принять решение по собственному разумению – оно не подведет Вас.

От 10 до 18 очков. Вы принимаете решения осторожно, но не пасуете перед серьезными проблемами, которые нужно решить сию минуту. Колеблетесь обычно тогда, когда для решения у Вас есть достаточно времени. Вот тогда Вас начинают одолевать разные сомнения, появляется соблазн все «утрясти», «согласовать» с вышестоящими руководителями, хотя вопрос этот – Вашего уровня. Больше полагаетесь на свой опыт, он подскажет Вам, как правильно решить дело. В конце концов, посоветуйтесь с кем-нибудь из коллег, своих подчиненных, но для того, чтобы проверить себя.

От 19 до 28 очков. Вы достаточно решительны. Ваша логика, последовательность, с которой Вы подходите к изучению проблемы, и главное – опыт помогают Вам решать вопросы быстро и большей частью правильно. Полагаясь на себя, Вы не игнорируете советов других, хотя и прибегаете к ним не так уж часто. Принятые решения отстаиваются до конца, но если выявиться их ошибочность, не продолжаете упрямо отстаивать честь мундира. Все это хорошо. Но старайтесь всегда оставаться объективными. Не считайте зазорным консультироваться по тем вопросам, в которых недостаточно компетентны.

От 29 очков и выше. Не решительность – неведомое для Вас понятие. Вы считаете себя компетентным во всех аспектах вашей деятельности и не считаете нужным выяснить чье-либо мнение. Единоначалие понимаете как право на единоличные решения, критические замечания по их поводу вызывают у Вас раздражение, которое Вы даже не пытаетесь порой скрыть. Вам импонирует, когда Вас называют человеком решительным и волевым, хотя воля – это вовсе не то, о чем было сказано в Ваш адрес выше. Чтобы утвердиться в таком мнении среди окружающих, бывает, отвергаете разумные предложения других. Ошибки переживаете безболезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой, но не Вы. Вера а непогрешимость своих мнений - серьезный недостаток. Такая черта характера, такой метод работы подавляют инициативу подчиненных, их стремление к самостоятельным действиям. Это воспитывает в них нерешительность, ту самую, от которой Вы бежите. Все это не на пользу делу, наносит серьезный ущерб психологическому климату коллектива, мешает работать. Вам неотложно надо менять стиль работы!

Ключ к тесту «Каков Ваш творческий потенциал?»

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы не велик. Но быть может, Вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Вам необходим психологический анализ вашей ситуации для того, чтобы найти в себе направление для развития Вашего творческого потенциала.

24 - 48 очков. У вас вполне нормальный потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволят Вам творить, но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества, во всяком случае, Ваш потенциал позволяет Вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если Вы на деле сможете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества.

Музыкальной школы и подобных заведений. Чем конкретнее будет список, тем лучше для анализа и выбора вариантов.

Проранжируйте список по вероятному наличию способностей. В конце списка расположите кружки или специальности, которые вам точно не по душе. В начале напишите варианты, относительно которых уверены, что какие-то способности есть. В расположите направления деятельности, о которых ничего неизвестно, но можно посмотреть, будут ли они привлекательны, если ими заняться. Удалите из списка все, что не нравится. Оставшиеся варианты - кандидаты на рассмотрение.

Посетите группы по каждому направлению деятельности. Говорите руководителям, что тихонько посидите и понаблюдаете, чем заняты участники, а потом опубликуете на блоге впечатления с указанием адреса и времени занятий. Не обязательно большие статьи, достаточно нескольких предложений. Этот блог поможет вспомнить, где были и что видели. Хорошо бы фотографии.

Составьте список привлекательных направлений. Когда обойдете все кружки, выберите те, в которые хотелось бы записаться.

Посетите пробные занятия и сделайте окончательный выбор. Одним лепка из пластилина кажется нудным делом, а другие получают огромное удовольствие. Так происходит во всяком деле: кто-то играет часами, а другой не может заставить себя выучить ноты. В творчестве есть видимая, парадная, праздничная , когда окружающие восхищаются результатами. А есть невидимый каждодневный труд, непрерывное , множество попыток, ошибок, тестов. Если каким-то трудом хочется заниматься снова и снова, в этом проявляются творческие способности. Поэтому для выбора своего дела надо попробовать привлекательные направления на вкус.

Видео по теме

Модное слово «креативность» большинство людей понимает по-разному. Чаще всего креативного человека приравнивают к творческому. Однако это не совсем верно. Так что же такое креативность и как ее можно распознать?

Видео по теме

Креативность - это способность творить, проявляемая в творческом мышлении. Творческие способности могут проявляться в трудовой деятельности человека, продуктах материальной или духовной культуры. Креативность предполагает способность нового, оригинального взгляда на творчество. Для оценки используют специальные тесты.

Инструкция

Первые тесты по выявлению креативности разработаны Дж. Гилфордом. Его методика состоит из 4-х субтестов. Три теста из четырех составлены на основе невербального стимульного материала. Один тест на вербальном материале. Все четыре субтеста диагностируют способности в рамках социального интеллекта. Социальный интеллект отвечает за понимание речи, действий, поступков. Он так же обеспечивает распознавание жестов и мимики. То есть невербального поведения человека. Тест Дж. Гилфорда можно использовать для любой возрастной категории, начиная с 9 лет.

Стимульный материал включает набор из 4-х тестовых терадей. В каждом субтесте 12-15 заданий. Способность человека к умственным операциям проверяют по следующим направлениям: изобразительное, семантическое, поведенческое, символическое. Необходимо разработать задания с учетом того, что в итоге должны получиться разные типы результатов. На основе изобразительного содержания - 4. На символическое и семантическое содержание - 10. Время, отведенное на каждый субтест, ограничено.

Для диагностик уровня креативности часто используют популярную методику Е. Торенса. Хотя это тест не только на креативность, но и на творческие способности в целом. В 1966 году Е. Торренс сгруппировал в шкалы 12 тестов. По вербальной шкале оцениваетс вербальное творческое мышление. По изобразительной - изобразительное. По звуковой - словесно-звуковое. Для проведения тестирования по вербальной батарее необходимо 45 мин. По образной батарее - 30 мин. В это время не входит ознакомление с инструкцией. Также для проведения вербальной батареи нужен альбом «Вырази свои идеи с помощью слов» и бланк ответов к нему. Тестовая тетрадь «Вырази свои идеи с помощью рисунков» понадобится для изобразительной батареи. Методика Е. Торренса считается более надежной, чем методика Дж. Гилфорда.

Существует довольно популярный и надежный отечественный тест на креативность. Методика разработана Н.Б. Шумаковой. Она составляет 3 задания. Возможно использование как индивидуально, так и в группе. Подойдет для выявления уровня креативного мышления у детей после 8 лет и взрослых. Для начала необходимо записать информацию о себе. После этого следует выполнить ряд заданий в течение определенного количества времени. Для этого нужно запастись цветными карандашами, ручкой, ластиком, клеем. Необходимо также иметь тестовую тетрадь.
Суть теста в том, что на основе наклеенной фигуры нужно изобразить то, чего нет у других членов группы. Баллы начисляются за оригинальность. Например, если ответ встречался у большего количества испытуемых, то за оригинальность ставится 0 баллов.

Сложность любого теста на креативность в том, что полного перечня характеристик такого мышления просто не существует. Поэтому результаты даже самого надежного исследования не могут дать стопроцентной гарантии. К тому же любая из методик требует опыта и надежного усвоения методической информации. Поэтому с вопросом диагностики собственных способностей к творческому мышлению лучше обратиться к специалисту.

Определение уровня творческого потенциала учащихся

Тест позволяет оценить уровень творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен:

а) да;

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего мира:

а) да, в большинстве случаев;

б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:

а) да;

б) часто думаешь, что не сумеешь;

в) да, часто.

6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:

а) да, неизвестное тебя привлекает;

б) неизвестное тебя не интересует;

в) смотря какое дело.

7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:

а) да;

б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;

в) да, но только если тебе это нравится.

8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем все:

а) да;

б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;

в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда ты терпишь неудачу, то:

а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;

б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;

в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?

а) да;

б) нет, боюсь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не могу;

в) запоминаю только то, что меня интересует.

13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а) да, без затруднений;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторю, но не совсем правильно.

14. В свободное время ты предпочитаешь:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.

15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:

а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;

б) ты более-менее доволен;

в) тебе еще не все удалось сделать.

16. Когда ты один:

а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;

в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.

17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем ты находишься;

б) ты можешь делать это только наедине;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:

а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;

б) останешься при своем мнении;

в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ

Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:

за ответ «а» - 3 очка;

за ответ «б» - 1;

за ответ «в» - 2.

РЕЗУЛЬТАТ

Вопросы 1, 6, 7, 8-й - определяют границы вашей любознательности;

вопросы 2, 3, 4, 5-й - веру в себя;

вопросы 9 и 15-й - постоянство;

вопрос 10-й - амбициозность;

вопросы 12 и 13-й - «слуховую» память;

вопрос 11-й - зрительную память;

вопрос 14-й - ваше стремление быть независимым;

вопросы 16 и 17-й - способность абстрагироваться;

вопрос 18-й - степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала.

Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала:

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества – высокий уровень .

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете – средний уровень .

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему – низкий уровень .